Из отчета А-А.
Измерение ЭПР 9М38 производилось референсным радаром в L-диапазоне.
Начнем с цветочков.
L-диапазон подразумевает частоты 1-2 ГГц. Диапазон работы Утеса-Т 1,215 - 1,35 ГГц (25-22 см), то есть посредине нижней половины диапазона. А ЭПР зависит от частоты. Мне могут возразить, что в таком небольшом диапазоне в 1 ГГц ЭПР изменяется незначительно. Возможно, если чисто теоретически. Но размеры рулей ракеты 9М38 при виде сзади равны приблизительно 23+/- см, и, возможно, они могут усиливать отражение при облучении сзади.
Будем исходить из того, что логически референсный радар работал в диапазоне 1,215 - 1,35 ГГц, просто А-А решил это не конкретизировать.
А теперь ягодки!
Смотрим ЭПР ракеты воздух-воздух -
Наблюдаем аналогию. Минимум ЭПР с носа, скачущие аналоги 0,85-09, пик сбоку и меньший пик с хвоста. Кстати, с хвоста возможно как раз крест "антенны", усиливающей сигнал.
Но! Ракета воздух-воздух во время съема ЭПР была установлена так, что оперение было вертикально и горизонтально (картинка по центру)! Поэтому при облучении сбоку отражение сигнала на радар было большим, поэтому и пик. Не знаю, зачем они установили ракету так, ведь она летает, как на левой картинке.
Но ведь и ЗУР типа 9М38 летает также!
Ее тоже установили для снятия ЭПР стабилизаторами вертикально и горизонтально и получили аналогичный пик?
Обратите внимание, как только угол облучения уходит от 90°, ЭПР резко уменьшается. Потому что плоскости стабилизаторов зеркалят сигнал мимо радара, а от трубы отражение в принципе небольшое. То же самое будет при правильной установке ракеты - стабилизаторы отражают мимо радара всё время!
Я в глубоком акуе! Это похоже на перенос буквы "М" из названия боеголовки в название столбца. Ради чего? Показать, что радар ракету видит, но южную ракету не видел по причине низкой радиальной скорости? А может он не видел ее по причине малой боковой ЭПР!
Теперь убеждаюсь в подозрении, почему натурный эксперимент был не с реальными ракетами, а со сверхзвуковыми самолетами. Да, самолеты доказали, что южная ракета действительно не была бы видна из-за малой радиальной скорости ... если бы вообще была видна в виду своей малой боковой ЭПР.
А вот с хвоста могла быть видна, ЭПР могла быть достаточна, хотя и меньше 2,3м2, указанных в таблице, так как рули были повернуты на 45°.