Басар нашел
Это как раз тот случай, когда хотелки преобладают и в конечном итоге дискредитируют, не только самого Басара, но и очевидца в том виде, как его преподнес Басар.
Становимся на место очевидца (см. приложенные ниже "вид сверху" и "3D вид"). Местонахождение указано приблизительно, так как прошедшие 10 лет не дают оснований утверждать. Но где-то здесь. Позиция была такая, что деревья не мешали увидеть поднявшийся Грабовский столб дыма, но возможно не сразу, и всё, что происходило выше.
В 2018 году очевидец написала "потом дым со стороны Рассыпной". При уточнении выяснено, что направления она представляет ориентировочно, а темой МН17 не занималась так досконально, как мы. В ее понимании из общих разговоров дым от упавшего боинга должен был подниматься со стороны Рассыпного, поэтому и написала о Рассыпном. Вот удивление -
Это что, Рассыпное получается в стороне?
После уточнения ее местонахождения с помощью подобной схемы она указала на дым примерно по красной линии и согласилась с объяснением, что там находится Грабово.
Собственноручно нарисовала два самолета в направлении чуть левее направления на Северное.
Ответ по поводу быстро рассеявшегося следа в небе -
Это дым наискось рассеивался между Боингом и следовавшим за ним самолетом
Почему написала "самолеты летели со стороны Шахтерска"? Потому что боинг (центроплан) в это время удалялся от нее в сторону Грабово, и ей могло показаться,
Скорее всего, очевидец наблюдала центроплан и отделившийся от него хвостовой отсек. "Дым" - это шлейф из мелких фрагментов боинга и мусора, вылетавших из центроплана после отделения хвостового отсека.
Самое интересное здесь - это время наблюдения.
Она выбежала в связи с криками других жителей на улице. На что они отреагировали? Если на звуки от боинга, то бах и гул от него пришли примерно в 16:20:50 (см. схему). Нужно еще какое-то время, чтобы кучковаться, обсуждать, и время, чтобы очевидица, услышав это, выбежала на улицу. Получается значительно позднее 16:20:50, а это значит центроплан находился в конечной фазе падения в Грабово, а хвостовой отсек падал отдельными крупными частями. Тогда возможно вторым "самолетом" был не весь хвостовой отсек, а падавший хвостовой пассажирский отсек, он тоже был большого размера.
Если люди отреагировали на бах и рев боинга, то почему очевидица, находясь в доме, услышала громкие разговоры людей на улице, но не услышала бах и рев? Локальные особенности распространения звуков в их направлении от боинга?
Или другие очевидцы отреагировали на более ранний звуковой удар пролетевшей киевской ракеты с юга и увидели падающий боинг еще до 16:20:50, а очевидица присоединилась к ним где-то в 16:20:40 и увидела центроплан и недавно отделившийся от него хвостовой отсек?
Ответ дало было понимание, какие звуки она слышала в какой последовательности и на каком этапе своего наблюдения, но через 10 лет это практически неразрешимая задача.
Возникает вопрос, почему очевидица показывает самолеты ближе к Северному, где центроплан и хвост не летали. Скорее всего объясняется наличием угла наблюдения между дымом в Грабово и "самолетами". Возможно, деревья не позволили увидеть подъем дымного гриба у Грабово, и в поле зрения он попал только когда сместился западнее и поднялся выше до 2,5 км. То есть когда между дымом и самолетами образовалась явная разница направлений.
Наверное, и поэтому очевидица писала, что дым был со стороны Рассыпного. Если же сейчас дым переместить в сторону Грабово, то, помня разницу направлений на дым и самолеты, самолеты автоматически перемещаются ближе к Северному.
Скорее всего так и есть. Никто из очевидцев не доставал карту и не рисовал тут же направления на наблюдаемые объекты.