Записи о российских ракетах
Наконец, в ходе расследования того, сбили ли вооруженные силы Украины самолет рейса MH17, было изучено происхождение двух частей ракеты, которые, как считается, поразили MH17. В ходе этого расследования Российская Федерация предоставила информацию, которая позволяет предположить, что детали ракеты были от ракеты, принадлежащей вооруженным силам Украины. Эта информация была дополнительно изучена.
Как упоминалось ранее, в ходе судебно-медицинской экспертизы были обнаружены различные детали, которые соответствовали деталям ракеты "Бук" серии 9М38. На двух из этих деталей, корпусе двигателя и выхлопном патрубке (система Вентури), были обнаружены номера. На основании номера на корпусе двигателя (8 86 9032) следователи смогли определить, что он был выпущен в 1986 году. В мае 2018 года мы обнародовали номера обеих частей ракеты и направили российским властям запрос о правовой помощи, содержащий эти номера, с просьбой определить, могут ли они на этой основе определить, какой ракете или ракетам принадлежали эти части, что с ними произошло и какая сторона или стороны могли бы оказать юридическую помощь. имели бы их в своем распоряжении.
На пресс-конференции 17 сентября 2018 года Министерство обороны России продемонстрировало документы, относящиеся к ракете. Копии этих документов позднее были переданы в Государственную прокуратуру. Согласно этим документам, корпус двигателя и система Вентури были изготовлены из одной и той же ракеты "Бук" более старого типа 9М38. Согласно двухстраничной записи в рукописном бортовом журнале, эта ракета была отправлена в воинскую часть "20152" 29 декабря 1986 года. Согласно открытым источникам и разъяснениям, предоставленным Министерством обороны России, это число соответствует 223-й зенитно-ракетной бригаде тогдашних советских вооруженных сил, базировавшейся на территории тогдашней Украинской Советской Социалистической Республики. Согласно документам и разъяснениям, предоставленным Министерством обороны России, "8720" - это номер ракеты, о которой идет речь. Согласно тому же бортовому журналу, кто-то расписался в получении ракеты 19 мая 1987 года, и это подтверждение о получении было получено изготовителем в Москве 4 июня 1987 года. Самого подтверждения среди предоставленных документов не было. Согласно объяснению Министерства обороны России, после распада СССР ракета осталась в 223-й бригаде на Украине, и с тех пор у них нет никаких сведений о ней.
В ответ на эту информацию JIT запросила Министерство обороны Украины, находилась ли эта ракета когда-либо в распоряжении вооруженных сил Украины и можно ли предоставить какую-либо документацию на этот счет. В ответ на этот запрос министерство ВВС и снабжения Украины заявило, что никакой регистрации этой ракеты обнаружено не было. Позже Министерство обороны Украины предоставило копию ракетного журнала 223-й бригады, подразделения, в которое, по утверждению Министерства обороны России, ракета была отправлена в 1986 году. В украинском ракетном журнале содержатся записи за период со 2 сентября 1991 года по 22 декабря 2009 года. Ракета не упоминается.
На данный момент стоит отметить, что Украина и Россия до 1991 года были частью Советского Союза (Союза Советских Социалистических республик). В Советском Союзе на всю страну были созданы единые вооруженные силы, которые находились в ведении Министерства обороны в Москве. 24 августа 1991 года, т.е. незадолго до первой записи в украинском ракетном журнале, украинский парламент провозгласил независимость. Советский Союз был распущен позднее в том же году, 26 декабря 1991 года. Тогда советские вооруженные силы были разделены.
Таким образом, в отчетах остается пробел в четыре с половиной года. Мы не получали от Министерства обороны России никаких документов о запасах ракет за советский период с июня 1987 года по конец 1991 года, когда Советский Союз и советские вооруженные силы были распущены. На основании предоставленных документов мы ничего не знаем о том, что произошло с ракетой за это время. Все, на что нам остается опираться, - это, с одной стороны, точка зрения российских властей о том, что ракета так и не вернулась в страну после того, как была отправлена в 223-ю бригаду в 1987 году, а с другой - точка зрения украинских властей о том, что ракета так и не была внесена в украинский реестр.
После консультаций с обеими сторонами были изучены полученные документы. Возможности для изучения украинского бортового журнала были ограничены, поскольку в нем не содержится упоминаний о ракете. В конце концов, трудно расследовать отсутствие чего-либо. Однако информация, содержащаяся в украинском бортовом журнале, была изучена, чтобы проверить, действительно ли она поступила из 223-й бригады, как утверждают украинские власти.
Российские документы предоставили больше возможностей для расследования, поскольку они касаются частей ракеты, которые были обнаружены в ходе судебно-медицинской экспертизы. Это означало, что информация о ракете из российских документов могла быть сопоставлена с другими результатами расследования, касающимися ракеты. При изучении документов были предприняты различные шаги.
Тип боеголовки указан в одном из предоставленных российских документов. Согласно предварительно напечатанному тексту "9N314(9N130)", [8] это боеголовка более старого типа 9N314. Однако над этим напечатанным текстом кто-то написал букву "М", как раз в том месте, где напечатаны "9N314" и "(9N310)’. [9] Это, по крайней мере, наводит на мысль, что вместо модели 9N314, как указано в печатном тексте, на ракете была установлена более новая боеголовка типа 9N314M.
Это указание на боеголовку 9N314M было сопоставлено с заявлениями российских властей, сделанными ранее, о том, что MH17 не мог быть сбит ракетой комплекса "Бук" с боеголовкой 9N314M. Заключение Голландского совета по безопасности (OVV) и JIT относительно новейшей боеголовки типа 9N314M было первоначально поддержано концерном "Алмаз-Антей" (2 июня 2014 года), но было оспорено после публикации отчета OVV (13 октября 2015 года). 31 декабря 2019 года в ходе судебного разбирательства, возбужденного в Европейском суде по правам человека ближайшими родственниками, Российская Федерация заявила:
‘Если MH17 был сбит ракетой, то DSB [Голландский совет по безопасности полетов или OVV] и JIT должны были прийти к выводу, что это была ракета 9M38 старого образца с боеголовкой 9H314 старого образца [кириллица; латиница: 9N314] (...)’.
Аналогичное сравнение документов было проведено с другой информацией о типе ракеты, которая, вероятно, сбила MH17. Согласно российским документам, корпус двигателя и система Вентури были частью ракеты более старого типа 9M38. В других случаях российские власти указывали, что они больше не используют более старые ракеты типа 9М38, но Украина все еще использует их. Если бы это было правдой, то предполагаемые документальные свидетельства использования ракеты 9М38 указывали бы на украинскую ракету. Однако это не согласуется с результатами судебно-медицинской экспертизы. Как мы объясняли ранее, в ходе судебно-медицинской экспертизы обнаруженных посторонних предметов было обнаружено больше сходства с ракетой 9М38М1, чем с ракетой 9М38.
Даты сборки, указанные в российских документах, также были проанализированы и сопоставлены с датой, обнаруженной на корпусе двигателя в ходе судебно-медицинской экспертизы. Была выявлена разительная разница. Согласно этим документам, детали ракетного двигателя и вся ракета были собраны 24 декабря 1986 года. Здесь вы можете ознакомиться с различными документами, в которых это указано. На корпусе двигателя, который был найден в ходе судебно-медицинской экспертизы и к которому предположительно относятся эти документы, напечатано нечто иное. На корпусе выбита дата сборки - 15 декабря 1986 года. Эта дата не была указана российским властям в запросе о правовой помощи от 2018 года, в котором запрашивалась информация о двух найденных деталях ракеты. Таким образом, дата, указанная на корпусе двигателя в качестве "даты сборки", не совпадает с датой сборки, указанной в российских документах.
Был составлен подробный официальный отчет, в котором описывался анализ документов, предоставленных Российской Федерацией из ее ракетных архивов. В нем описывается, какие документы были предоставлены, а также какие документы упоминались российскими властями или на которые делались ссылки в предоставленных документах, но не были предоставлены в распоряжение JIT. В нем также описывается, как информация, содержащаяся в предоставленных документах, соотносится с другой информацией, имеющейся в ходе расследования, в частности, в отношении типа боеголовки и ракеты, сбившей MH17, а также даты сборки на корпусе двигателя.
Мы спросили себя, заслуживают ли вопросы, возникающие в результате анализа этих документов, дальнейшего расследования. Наш ответ на этот вопрос в значительной степени основан на двух замечаниях: во-первых, мы вынуждены были прийти к выводу, что Российская Федерация не действует добросовестно в этом расследовании. Как мы уже говорили в марте, любая сторона, которая фальсифицирует доказательства и неоднократно выдвигает противоречивые версии событий, не может считаться лучшим источником для оценки других доказательств. Во-вторых, мы были вынуждены прийти к выводу, что, независимо от их доказательной ценности, представленные документы охватывают только 1986 и 1987 годы и ничего не говорят о том, у кого в июле 2014 года находилась рассматриваемая ракета. Поэтому мы не видим возможностей для дальнейшего осмысленного изучения этого вопроса.