"Национальная идея"
Почему на фронте до сих пор нет тактических БПЛА (коптеров)?
На этот вопрос даются разные ответы (воровство, предательство, распиздяйство и необучаемость военного начальства), но с точки зрения государственной системы управления единственно верный ответ дал наш бравый вице-премьер Юрий Борисов, отвечающий за ВПК. Выступая в Госдуме, он заявил, что российская армия с начала военной операции получает все необходимое.
Не спешите матерно ругаться: система имеет дело только с официально признанными феноменами бытия, а всё, что существует неофициально – существует не благодаря, а вопреки системе.
Чем и как воевать с противником у нас давно определено, для этого есть «Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя (взвод, отделение, танк)». А в боевом уставе есть целая глава «Действия в разведке». Всё, чем согласно боевому уставу наши воины должны вести разведку, вице-премьер Юрий Борисов, как ответственный за работу ВПК, обязан армии предоставить, иначе пойдёт в отставку или под суд как вор, предатель, распиздяй или необучаемый – тут уж как повезёт. А чего в боевом уставе нет – того наш бравый вице-премьер вам поставлять не обязан.
Глава «Действия в разведке» боевого устава гласит, что разведывательный взвод может быть назначен в разведывательный дозор, для устройства разведывательной засады, проведения налета и поиска.
Описание действий взвода в разведывательном дозоре начинается с параграфа 282: разведывательный дозор высылается для ведения разведки противника и осмотра местности в определенном направлении (районе). Он высылается на удаление до 10 км от главных сил разведывательного отряда или на удаление до 30 км от главных сил соединения (части).
Собственно, всё, приехали. Какие ещё коптеры, взяли ноги в руки – и вперёд на 30 км, искать противника. Чтобы не оставалось сомнений, параграф 283 конкретизирует действия взвода в разведывательном дозоре: разведывательный дозор добывает разведывательные сведения наблюдением, подслушиванием, разведывательными засадами, налётами, а также опросом местных жителей, допросом пленных, изучением документов, вооружения и техники противника.
Нас не интересует подслушивание, разведывательные засады, налёты, а также опросы местных жителей, допросы пленных, изучение документов, вооружения и техники противника, нас интересует наблюдение.
Под наблюдением в боевом уставе понимается непосредственное наблюдение. Для осмотра удалённых объектов, господствующих высот высылается дозорное отделение. Дозорное отделение добывает разведывательные сведения наблюдением с места, на ходу, с коротких остановок, подслушиванием и опросом местных жителей. Ночью дозорное отделение периодически останавливается, чтобы обнаружить противника путем подслушивания.
(последняя фраза приведена для лучшего понимания подхода к разведке в боевом уставе)
Разведка как вид боевого обеспечения также описывается в соответствующей главе боевого устава – «Боевое обеспечение». Оттуда мы можем почерпнуть в параграфе 396, что в каждом взводе организуется и непрерывно ведётся разведка наблюдением за наземным и воздушным противником, а также радиационной, химической и
биологической обстановкой. Для разведки наземного и воздушного противника, а также для ведения радиационного и химического наблюдения во взводе выставляется наблюдатель. В отделении наблюдение за противником ведётся дежурным огневым средством. В ходе боя разведка наземного и воздушного противника ведётся всем личным составом. Ночью и в других условиях ограниченной видимости наблюдение ведётся с использованием приборов ночного видения, средств освещения и дополняется подслушиванием.
Здесь мы впервые встречаем упоминание технических средств для ведения разведки, но коптера тактической разведки среди них нет.
В следующем параграфе 397 описывается оснащение наблюдательного поста: пост оснащается приборами наблюдения, крупномасштабной картой или схемой местности, журналом наблюдения, компасом, часами, планшетом, средствами связи, подсветки, подачи сигналов оповещения о воздушном противнике, приборами радиационной и химической разведки.
Можно предположить, что коптер относится к приборам наблюдения, однако общий контекст не позволяет сделать такой вывод. Удаление на 10-30 км, высылка дозорного отделения – эти действия как раз и могут быть заменены работой коптера. Речь явно идёт о приборах наблюдения ближней дистанции. Параграф 398 подтверждает наши выводы: для удобства наблюдения и последовательного осмотра местности сектор наблюдения по глубине разбивается на зоны: ближнюю – глубиной до 400 м; среднюю – от 400 м до 800 м и дальнюю – от средней зоны на глубину видимости. Параграф 400 конкретизирует, о чём речь: как правило, вначале осматривается местность невооружённым глазом, а затем с помощью оптических приборов.
Больше ничего о технических приспособлениях ведения разведки боевой устав нам не сообщает. Есть, правда, технические детали в Приложении 23 «Световое обеспечение», где в п.3 сообщается, что для светового обеспечения во взводе применяются в числе прочего приборы ночного видения. Очевидно, снова не то, что нас интересует. Коптеров в боевом уставе нет ни в явном, ни в неявном виде.
Выводы:
✅ Тактика разведки, описанная в ключевом документе наших вооружённых сил по ведению боевых действий, основана на технических достижениях второй половины 20-го века, самым передовым из которых является прибор ночного видения.
✅ Технические достижения начала 21-го века, в итоге приведшие к появлению такого замечательного устройства, как недорогой, серийный, простой в управлении, компактный и высокофункциональный квадрокоптер (т.е. по сравнению с предыдущим этапом военного дела дающий возможность ведения разведки на большом расстоянии, на большой скорости, с высоким разрешением), произвели революцию в тактической разведке. Появление коптера на поле боя во многих случаях заменяет классическую тактическую разведку конца 20-го века. Если у вас есть разведывательный взвод, а у противника разведывательный коптер – это война луков и стрел против ружей и пушек.
✅ Наше военное министерство полностью проспало техническую революцию, 24-го февраля подошло неготовым к новому способу ведения тактической разведки. Более того, публичная критика плачевного состояния дел в этой сфере ещё несколько лет назад вызывала только агрессивную реакцию со стороны медийной обслуги министерства.
✅ Факт, что за 5 месяцев войны министерство обороны и ВПК не смогли обеспечить минимальное наличие на фронте коптеров тактической разведки, объясняется в числе прочего системной ошибкой, заложенной в устаревшем боевом уставе вооружённых сил. Как гласит народная мудрость, без бумажки – ты букашка. В бумажке нет ни слова про коптер тактической разведки на уровне взвода и вообще про соответствующий ему способ наблюдения за противником, и поэтому сотни тысяч русских букашек копошатся на поле боя под наблюдением коптеров врага, получая современные средства тактической разведки исключительно от энтузиастов, собирающих на них деньги по всей стране.
✅ Факт, что военное министерство за 5 месяцев войны не предприняло усилий по исправлению системной ошибки мы оценивать не будем, это предмет для оценки военным трибуналом.