После определения параметров дымного шлейфа в Грабово стало возможно перейти к определению скорости ветрового сноса.
Для этих целей было использовано видео: https://www.youtube.com/watch?v=9hQ2OB7Y9XU
Оно хорошо тем, что дым виден почти весь в течении более 55 сек, а также тем что и в начале и в конце видео видна "масштабная линейка" в виде панельного 5-ти этажного дома, а также тем что положение наблюдателя очень точно можно вычислить относительно местности (не хуже 0,5 м).
На схемах ниже показаны параметры расчета и как они определялись (разница между ними по времени 53,5 сек).
Было учтено что "дым" это далеко не "геодезическая сущность", которая не только сносится ветром, но еще и расширяется, причем неравномерно. А пожар производящий дым характеризуется "всполохами", в результате которых на шлейфе появляются изменяющие форму и взаимное положение различные "образования" (горбы, ямы, утоньшения, утолщения и т.п.) не всегда расположенные по центру дымного шлейфа.
Также было учтено что наблюдатель №2 дважды меняет свое положение и пользуется зумом, поэтому скорость сноса измерялась по общей длине дыма для обеих крайних положений независимо, а в качестве "шакалы" использовалось 5-ти этажное здание с известным шагом между этажами. См. схемы ниже.
Схема 1 (1:15 сек видео):
Схема 2 (2:09 сек видео): https://yadi.sk/i/A1ch_GAZiUXDE
Расчетная схема:
Для выполнения расчетов была построена и замерена схема видимости дыма, расстояние от наблюдателя до центра пожара в Грабово = 10,52 км, угол между направлением на Грабово и осью дымного следа = 124,6 град. См. схему для расчета контурных углов:
https://yadi.sk/i/8rtK-3CDiUXFU
Расчет приведен ниже:
Расстояние до конца Грабово = 10,52
Высота пяти этажей = 2,85х5 = 14,25
Расстояние до угла дома 1 = 47 м
Расстояние до угла дома 2 = 47,5 м
Проекция дыма 1 = 10520/47 х 14,25х95/134 = 2260 м
Проекция дыма 2 = 10520/47,5 х 14,25х123/151 = 2570 м
Вычисляем углы 1:
Угол под которым виден дым = ArcSin(2260/10520) = 12,4 град
Угол видимости "как от Грабово" = 124,6 - (90 - 12,4) = 47,0 град
Длина гипотенузы следа = 2260 / cos(47) = 2260 / 0,682 = 3314 м
Длина "лишней части гипотенузы" = 430 / Cos(47) = 630 м
Результирующая длина следа = 2684 м
Вычисляем углы 2:
Угол под которым виден дым = ArcSin(2570/10520) = 14,14 град
Угол видимости "как от Грабово" = 124,6 - (90 - 14,14) = 48,74 град
Длина гипотенузы следа = 2570 / cos(48,74) = 2570 / 0,66 = 3894 м
Длина "лишней части гипотенузы" = 450 / Cos(48,74) = 674 м
Результирующая длина следа = 3220 м
Разница длины дыма = 536 м
Скорость ветра на высоте более 80 м = 536 / 53,5 = 10,0 м/с
Средняя скорость до 80 м высоты = (10,0+ 4) / 2 = 7,0 м/с
Длина горизонтальной проекции дыма до 80 м высоты примерно 250 м (время подъема на высоту 80 м около 36 сек).
Оценка точности расчетов и построений:
Точность построений около 2 мм, что составляет ошибку 2 / 123 ~ 2% в любую сторону. При которых не были учтены:
1. Уменьшение масштаба линейки которую наблюдатель №2 видит под углом, но суммарный вклад составляет 47,5 - кв. корень из 47,5^2 + 14,25^2 = 49,6, что составляет около 4,5% в сторону увеличения оценки скорости.
2. Нормальное расширение дыма составляющее за 53,5 сек величину = (450 - 100) / 2950 * 536 = 63,6 м. Что составляет ошибку в 63,6 / 536 = 12% в сторону уменьшения оценки скорости.
Также не учтена возможная турбуленция и связанные с ней изменения формы шлейфа, что может тоже приводить к ошибкам (оценить которые, увы, не представляется возможным).
В сумме эти ошибки дают возможность сдвига полученной оценки на 2% в плюс и на 9,3% (+4,5 -11,8 -2) в минус.
В сумме получается скорость с учетом возможных ошибок = 10,0 м/с +0,2 / -0,9 м/с.
Для проверки результата используем видео: https://www.youtube.com/watch?v=xZO_kVKWq2s
Плюсом его можно считать хорошую видимость центра верха характерного "горба" на шлейфе, который прекрасно идентифицируется на видео с других направлений и положение которого на шлейфе поэтому известно, а также наличие неплохих ориентиров в начале и конце видео. Также есть основания полагать что верх гриба находится уже в поле постоянной скорости ветра (достаточно высоко) и не подвержен "расширению" (ибо центр).
Минусом является то, что оператор постоянно меняет свое положение в небольших пределах из-за чего возможна большая ошибка построений (более 20% на коротких промежутках времени). На видео были отобраны два кадра, на которых оператор снимает примерно из одной точки (определялись по положению пятен грязи на стекле) и на которых есть хорошие ориентиры для привязки "горба". См. схемы и построения:
https://yadi.sk/i/c5Kl4PZriUZqT
Ориентирами взятые для начального кадра: угол крыши и угол "будки", а для конечного: ствол дерева у дороги.
Из построений получается что дым за 60 секунд сместился на 610 м, что составляет по скорости 10,2 м/с.
Из построений на 1:46 сек видео (справа на схеме) получается смещение 920 м за 90 сек, что соответствует скорости 10,25 м/с. Но на это время нет ни хороших ориентиров ни точного положения оператора (сложно понять его смещение, ибо он смещается ближе к окну), построения произведены "на глаз" (оч. приблизительно). Поэтому этот результат ненадежен полностью, увы.
Оценка скорости выходит за границы полученных ранее ранее допусков, это нужно как то объяснить.
Однако причина определяется очень просто. Если сравнить вид дыма снятый Алейниковым и вид его на видео с ул. Чапека (см. выше), то видно что этот "горб" находится на левой стороне шлейфа дыма, а не по центру его. Подсчитаем возможную ошибку:
Полуширина шлейфа в этом месте составляет около 200 м (см. выше), а ошибка получается 0,2/4,55 * 100% = 4,4 %. Отсюда по отношению к полученной скорости она может составить до 0,45 м/с. Точно не исследовал (счел это не принципиальным), если желаете можете подсчитать точнее.
Не счел нужным поэтому вносить коррекции в ранее полученную оценку скорости и направления ветрового сноса.
Итоги:
Скорость ветра = 10 (от 10,2 до 9,1 с учетом возможных ошибок).
Направление ветра = 264 градуса от направления на север по часовой стрелке.
Высота верхней части гриба до 2,7 км, который хорошо виден, поэтому есть основания считать что высота нижнего края облачности в месте катастрофы составляла не менее 3 км высоты.
Отредактировано SageSerjant (2015-08-19 13:34:25)