Расстрелы, избиения, дизмораль: о серии «подозрительных» видео с якобы разладом в рядах ВСУ
В конце января в российских соцсетях появились сомнительные видео с «трофейных» телефонов бойцов ВСУ. Качество их исполнения и массовый характер позволяют предположить, что это — искусственно созданный нарратив.
Сейчас ситуация на фронте изменилась: российские войска снова наступают, взят Соледар, развивается атака в сторону Северска, близится оперативное окружение Бахмута, а под Кременной российские соединения перехватили инициативу.
Естественно, подобное привело к падению морального духа у противника и подъёму — у российский войск.
И вполне логично, что на этом фоне массово должны появиться документы, видео, различные поделки: достигнутый успех нужно закрепить. Вот только из-за качества контента достигнут, мягко говоря, спорный эффект.
Самые яркие примеры:
▪️ Видео из Соледара с принудительной отправкой на позиции «мобилизованных». Ссылка
Что смущает?
«Злобный офицер» очень медленно поднимается. Вряд ли озлобленный неподчинением военнослужащий будет настолько спокоен и идти ровно с той скоростью, с какой за ним может поспевать оператор.
Удары офицера приходятся в броню и кресло, чтобы не сделать ненароком больно. Избиение лежачего походит на «чиркание» ногой по полу в стиле «рестлинга». Антуражный костер в бочке чадит так, словно его только разожгли. Отдыхать в таком помещении — большой риск отравиться угарным газом. Участники разговаривают на «мове» не как носители языка, картинно «гэ-кают».
Изолента на руках перетянута, что может привести к нарушению кровообращения при долгом ношении. Значит её наклеили недавно и ненадолго.
«Испуганный» боец с кресла ждет, пока появится в кадре и начинает уходить только в момент поворота камеры.
▪️ Расстрел «предателей» «Кракеном» Ссылка
Что смущает?
Ничто не указывает на близость ЛБС. Это обычный лес. Как и почему участники оказались там?
Чистая форма у всех участников действия. На окопах очень сложно остаться чистым. Тем более, если людей ведут с завязанными глазами. Отсутствие каких-либо слов. Подобные расстрелы идут с психологическим давлением, бойцы ругаются и разговаривают между собой. Отдают команды задержанным как минимум.
Отсутствие кадров с результатом расстрела. Расстрел без демонстрации самих кадров действа не произведёт должного эффекта. Карикатурные таблички «Зрадник».
«Кракен» — медийное подразделение, участвовавшее в настоящих военных преступлениях. Помимо оперативной съемки во время мероприятий зачастую присутствуют журналисты. Боевики «Кракена» сами выкладывали видео с мертвецами, глумлением над телами и пытками, абсолютно этого не стесняясь.
А указанная демонстрация совсем не укладывается в их стиль.
▪️ Видео с избиением уроженца Херсона Ссылка
Что смущает?
Видео начинается со статичного кадра. Избивающий ждал начала сьемки. Оба человека в кадре идеально чистые. Избиваемый просто сидит с уже натянутой на лицо флисовой шапкой. Чем он занимался? Что делал?
Окоп не «обжитый». Нет гильз, следов активного перемещения. Избиение показательное и ненатуральное. Бьющий обозначает, а не наносит удар. Наступившая на руку нога опирается на пятку, чтобы не повредить кисть. Избиваемый прикрывает лицо от сьемки, от настоящих ударов люди закрываются иначе, не заботясь о том, как это выглядит со стороны.
▪️️ Видео с украинской постановкой Ссылка
Что смущает?
Излишняя «тупость» действующих лиц. Они ведут себя как карикатурные «хохлы из анекдотов». Съёмка обрывается ровно тогда, когда слышится фраза-оммаж на неудачные дубли Добкина.
Не вполне ясно, как «неудачный дубль» вообще попал в сеть. Подобные материалы снимаются специально обученными людьми в подходящей локации и далеко не всегда на ЛБС. Наличие неудачного дубля на «трофейном» телефоне рядового бойца или младшего офицера маловероятно.
▪️️ Видео с ловлей коптера руками Ссылка
Что смущает?
Обилие монтажа в коротком видео. Кто и для чего настолько перемонтировал видео? Взрыв «боеприпаса» в стороне от места сброса. «Боеприпас» отличается от наиболее частых образцов и похож на страйкбольную гранату.
Отсутствует логика в действиях оператора БЛА. Коптер — полезная и дорогая вещь, пусть и является расходником. Никто не будет подлетать на высоту человеческого роста, если это не посадка или сброс боеприпаса в дымовую трубу. Снять тела крупным планом позволяет цифровой зум.
Необычный интерфейс, похожий на кривое наложение png-картинки. Отсутствие иных сопроводительных кадров и информации.
Подобный случай – уникальное событие и требует дополнительных доказательств. Стоит вспомнить аналогичное, но настоящее событие, когда боец отбрасывал гранаты с квадрокоптера – никакого монтажа, герой нашелся довольно быстро.
Кто это делает и почему?
Подобные ролики могут сниматься украинской стороной и им сочувствующими как информационная «закладка» для последующего разоблачения.
После появления видео в крупном источнике или телеэфире может появиться видео с участниками съёмок и заявлениями о том, как легко обмануть российских «пропагандистов», и о том, что контент практически никем не проверяется.
Но гораздо хуже обстоят дела, если это заказные съёмки по разнарядке с российской стороны.
Велика вероятность, что кто-то решил действовать по принципу «у них пропаганда есть, нам тоже надо» и спустил приказ ниже. Исполнителями стали люди с, мягко говоря, недостаточными компетенциями.
Если стоит цель красиво отчитаться — показать абы какой контент и заявить о публикации в пабликах с десятками и сотнями тысяч подписчиков — работа формально выполнена.
Однако творчество инициативных групп неравнодушных граждан зачастую в разы качественней и лучше «креатива по приказу», не говоря уже о специалистах по белому и черному PR.
Если стоит задача сделать качественно, то она провалена. Огромный охват и психологическое воздействие — принципиально разные вещи, хотя и идут рука об руку.
В заключение стоит сказать, что подобного рода приёмы и ролики эффективны и действенны при одном условии. Если контент делают профессионалы, которые понимают, что они делают и для чего.
В случае, если мышление идёт по пути «зачем нанимать профи, если дам команду и итак всё сделают», не заботясь о конечном эффекте, ожидать успехов от пропаганды не стоит.
Само собой, пропаганда не должна отрываться от реального положения дел. Победы в информационном поле без побед на поле боя в лучшем случае будут иметь краткосрочный эффект. В худшем — повлияют на принятие важных решений.