СИНДРОМ БОРЦУНА, ИЛИ "А БАБА ЯГА ПРОТИВ!"
Сейчас их много. Ко мне регулярно заходят научные борцуны. Религиозные почему-то обходят стороной – наверное, считают безнадежным (даже обидно). Откровенно их (борцунов) не люблю. Можно использовать и другой термин, фанатики, но у него много и других смыслов, не связанных с борцунством. Тут ближе будет «разоблачитель».
Борцунство – это род занятий, направленный на борьбу с чем-либо, и этой борьбе посвящается все или почти все время. Борцунов важно отличать от борцов. Критерий один: борцы выступают ЗА что-то, а ПРОТИВ – это частный случай в их деятельности, т.е роль борца у них - эпизодическая. У борцунов наоборот, основная программа – ПРОТИВ, и очень часто без какой-либо внятной программы ЗА (ну, там есть общие «за мир во всем мире», который достигается уничтожением всего, что против мира). То есть если почти вся деятельность человека заточена под борьбу с кем-то или с каким-то явлением, то это, скорее всего, борцун. Меня обычно очень настораживают «известные борцы с сектами» или «борцы с педофилами» - нередко за этими красивыми вывесками кроются откровенно параноидальные личности с идеей-фикс. А паранойя имеет обыкновение распространяться. Собственно говоря, паранойя (например, воплощенная в теории заговора) – один из наиболее распространенных признаков борцуна.
Борцунов очень важно отличать и от просветителей. Просветители вполне могут критически отзываться о том или ином явлении, но они, опять-таки, упор делают на созидание, на формирование научной (или еще какой-нибудь) картины мира, а не на разрушение чужих картин. Итак, просветители/борцы создают и утверждают, борцуны – разрушают и разоблачают. Впрочем, диалектика здесь себя вполне может проявить: просветитель, уставший от все расширяющегося невежества, может превратиться в борцуна, и начать «гасить» всех, кто задает уже набившую оскомину «идиотские вопросы». Но миссия просветителя в этом и состоит – терпеливо разговаривать с каждым…
Общие признаки борцунов:
1. Присваивают себе право говорить от чьего-либо имени (как правило, от имени крупной общности людей). Так, научные борцуны говорят от имени всей науки, религиозные – от имени религии, политические – от имени народа и его «здравомыслящего большинства» или же от имени «трезвомыслящего меньшинства». Борцуны редко когда говорят от себя.
2. Считают себя экспертами во всех феноменах, которые взялись разоблачать и, соответственно, присваивают себе право судить и миловать.
3. Неизбежно превращаются в копию того, с чем сражаются. Борцуны против смертных грехов частенько страдают гордыней. Очень часто их «борьба за идею» - банальное самоутверждение, прикрываемое идеями.
4. Лезут со своей борьбой туда, куда их не просят. Вот, обсуждают, например, двое историков проблему пирамид, и тут внезапно появляется сторонник идеи о том, что пирамиды придумали инопланетяне, и бросается в бой. Или обсуждают феминистки что-то свое на своем сайте, а тут врывается борцун и искренне заявляет, что феминизм – это зло, безотносительно темы дискуссии. Самый верный путь – просто забанить и продолжить неспешную дискуссию. Потому что борцуны упрямы, упорны и часто очень навязчивы.
5. Борцуны всегда готовы к сражению, и готовы вести его бесконечно, а уход уставшего оппонента обязательно обозначают как свою победу или как «слив засчитан».
6. Паранойя (я о ней уже упомянул выше). Паранойе способствует специфический кругозор борцунов: они нередко блестяще осведомлены о том, что подкрепляет их аргументы, и совершенно неспособны видеть то, что опровергает их взгляды. Во многих случаях они просто не реагируют на возражения.
Виды борцунов:
1. Научные. Сражаются во имя науки против всего, что им кажется ненаучным. Честно говоря, среди них есть одна раздражающая меня категория – борцы с психологами и психотерапией. «Психология не наука» или «научно подтвержденная психотерапия только КБТ, остальное – ерунда!» В большинстве случаев они плохо ориентируются в психологии/психотерапии и никогда ею не занимались. Но вместо того, чтобы, раз уж так хочется иметь 100%-но научнообоснованную психотерапию, работать над ее созданием, предпочитают воевать с тем, что есть. И гештальт им не то, и экзистенциализм не подарок, а уж психоанализ – так вообще источник всех зол человечества. Критически относиться к тому или иному направлению психологии или к психологам никто не запрещает, борцунство начинается с момента крестового похода. Я против лженауки, но мне не нравится, когда в пылу борьбы начинают атаковать тех, кто заблуждается. Лучше дать человеку информацию к размышлению, чем намекать на его «ограниченный ум» или отправлять «учить матчасть».
У научных обличителей есть свои зеркальные антиподы – разоблачители науки. На любой вкус: ниспровергатели теории Эйнштейна, исторической картины мира (этих особенно много), психологии (уже с позиции эзотерики и т.п.), антипрививочники, антиСПИД, креационисты и т.д.
1503879_619831808079828_898195521_n2. Религиозные. Сражаются с пороками общества или с атеистами/наукой вместо того, чтобы распространять любовь и милосердие. Так, на днях прочитал пару статей, в одной из которых священник предлагает называть одиноких матерей, простите, блядями, а в другой милая религиозная женщина называет всех женщин, когда-либо делавших аборты, «скотскими шлюхами и убийцами», заслуживающих самого жестокого наказания. Их зеркальное отражение – атеистические борцуны, с религиозным пылом сражающиеся во имя отсутствия веры в Бога, идущие на форумы верующих с фанатизмом, достойным миссионеров в тылу папуасов-каннибалов.
3. Антисектантские. Это особая категория, объединяющая в себе и религиозных, и научных борцунов. Записывают в секты совершенно все возможные направления религиозной или психологической мысли, которые не укладываются в их представления о том, что правильно, а что неправильно. Известный борцун с сектами Дворкин, например, готов записать в секту любую организацию, которая не соответствует православному представлению о духовности.
4. Политические. Это они поют «весь мир насилья мы разрушим до основанья…». Одни из самых опасных. Главное для них – уничтожение оппонента, их политическая программа – в первую очередь «долой!». Прогоним того-то и того-то, и тогда – заживем! Склонны к актам вандализма.
5. Частноидеологические. Борцуны этой категории возводят собственный стиль жизни или образ мыслей в идеал и самоутверждаются через обесценивание или прямую борьбу с теми, кто в этот идеал не вписываются. Это целый паноптикум: радикальные веганы (не упускающие случая заявить любителям мяса, что они, любители, «трупоеды»), антисексуалы, чайлдфри, борцуны за права животных (которые начинают бороться против людей) и так далее, и тому подобное. Самый распространенный вид частноидеологических борцунов - феминиститские борцуньи. Имеют антиподов в виде «антифеминистов». Они сражаются не за права женщин, а против мужчин и всех, кто не разделяет их взгляды. Среди обычных феминисток борцуний много – в силу специфики идеологии (идея существования угнетения мужчинами женщин сама по себе способствует борьбе не «за», а «против»).
В общем, отлично выразил протест против «борцунства» старый мудрец Кун-цзы: «Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту». Иногда бороться с чем-то очень важно, важно бывает обозначить свое несогласие или критическое отношение по отношению к чему-либо. Но если проклятия становятся основным занятием, то не останется времени на то, чтобы что-либо созидать. А это – важнее. Поэтому я уже отказался от идеи переубеждать людей в чем-либо. Но иногда так тянет взять в руки шашку... )) И стать борцуном против борцунов!