uschen написал(а):...Карабкаюсь к вершине...
Милости прошу, к нашему шалашу! (С)
uschen написал(а):...Разумеется, никаких прочих нет, только одна головная. Но - есть ситуации, когда эта волна в данную точку может прийти двумя (и более) разными путями...
О-о, тёпленькая пошла! (С) "Первый хлопок им. Цихоша" от неведомой миру УВ, придушиваем веником, и задвигаем тапком под плинтус, забывая о нём, как про тот самый страшный сон из голопопого детства? Я правильно Вас понимаю?
uschen написал(а):...Но - есть ситуации, когда эта волна в данную точку может прийти двумя (и более) разными путями...
А вот с этим стоит разобраться.
uschen написал(а):...Пример 1. Рефракция в атмосфере. (В такой ситуации имеет место и катофф-каустика, есть зона фокусировки - область, куда звуковые лучи из разных точек приходят одновременно)...
Всё же, вовсе не отвергая возможность использования геометрических построений с использованием рефрагированных звуковых лучей при описании наблюдаемого (продольного cutoff) эффекта, в этой ситуации предлагаю придерживаться классического теоретического подхода НАСА, применимого ко всем случаям фокусировки.
Есть каустик (поверхность фокусирования), и есть, в каждой его точке, отражённая волна, следующая за падающей (вторая часть связки N&U), с растущим, по мере удаления от той точки, отставанием и затуханием.
Я осознаю, что первый подход более "погружен" в физику происходящего процесса, но второй - более нагляден. Его прорисовывают и алгоритмы PCBoom4, когда требуется рассмотреть сигнатуры УВ в конкретных точках каустика.
Мы с Вами, оба, понимаем, что мы это... понимаем , но давайте будем возвращаться к физическим нюансам явления, если только они важны для уточнения его важных деталей. Согласны?
Картинка, которую Вы изобразили для случая продольного cutoff, ну уж больно неестественна. Неплохо было бы, если Вы изобразили её целиком, с полной траекторией, начиная с момента зарождения жёлтого луча. Уверен, что при более детальном рассмотрении реальной (а не нафантазированной) ситуации, в лучшем случае, всё сведётся к картине двойного прихода, за счёт связки N&U. Но это для нас уже не шок, правда же?
uschen написал(а):...Пример 2. При ускорении. (В такой ситуации имеет место и каустика-при-ускорении, есть зона фокусировки - область, куда звуковые лучи из разных точке приходят одновременно)...
Вы слишком упростили картину происходящего для этой ситуации, вовсе не учитывая неизбежные нелинейные эффекты, сопутствующие ускорению.
Если желаете, мы можем и детально рассмотреть происходящий в этом случае процесс. Получится, нечто похожее на ту картинку, японскую, для сигнатуры конкретного фронта УВ ускоряющейся ракеты, которую Вы уже здесь постили. Там неплохо, - но чрезмерно детально, со всеми погрешностями численного моделирования, для очень быстрого ускорения и большого перепада чисел М (!) - просматриваются зачатки двух связок N&U, одна для отражения от каустика в верхней части перегиба, другая - для нижней части, отвечающей за трансформацию звуковых лучей "доускоренного" "плоского" периода фронта УВ.
Для нашего случая, при искривлении фронта в период ускорения, тоже неизбежно образуется каустик, и соответственно, две связки N&U. И Ваша "жёлтая линия" отрефрагирует, раздвоившись ("плюс-близкая" к области ускорения - в его сторону, "минус-близкая" - в сторону "доускорения") куда-то в области соответствующих U-волн. Никаких оторванных фронтов исходной волны наблюдаться не будет, по определению, для случая классического подхода НАСА в принятой на сегодняшний день научной парадигме теории звукового удара. То есть, всё опять сведётся к проходу связки N&U по земле.
При очень детальном рассмотрении, с использование звуковых лучей, будет, - ну очень! - насыщенная картина. И это будет сильно влиять на понимание происходящего сторонним наблюдателям. Оно нам надо?
Если же процесс ускорения для Вашей картинки выбрать достаточно скоротечным, когда сохранится возможность схождения, ещё до подхода к земле, параллельных звуковых лучей, исходящих, и до момента ускорения, и после него, макрокартина будет очень похожа на тоже Вам уже известную, которую намоделировал Плоткин в 2013-м году.
Отредактировано meovoto (2017-12-01 16:02:42)