«ВИМ-авиа» поймали на опасных самолётах
Алексей Веларов/6 июня, 08:30
Проверка Ространснадзора показала, что в "боинге" авиакомпании был неисправен модуль воздушных данных, а правила обслуживания самолётов регулярно нарушались.
Сразу в нескольких аэропортах страны наблюдается настоящий коллапс, который устроила авиакомпания "ВИМ-авиа": туристический сезон начался с отмены всех чартерных рейсов. По данным Лайфа, причины могут быть очень серьёзными. Недавно Ространснадзор уличил авиакомпанию в том, что самолёты уходят в рейс с неисправным оборудованием и техники об этом знают. Другие самолёты долго простаивали без необходимого техобслуживания и консервации. Сама "ВИМ-авиа" погрязла в долгах, поэтому закладывает в банках даже авиационные двигатели от своих самолётов.
Веерный сбой
В минувшую пятницу "ВИМ-авиа" отменила все чартерные рейсы на две недели. Компания объяснила это тем, что три широкофюзеляжных самолёта не вернулись с планового техобслуживания. В итоге борты не летали из Домодедово в турецкую Анталью, Ереван, Казань, Симферополь.
Первый крупный сбой в Москве произошёл 29 мая. Как писал Лайф, сотни разгневанных пассажиров зависли в Домодедово из-за неисправности борта. Некоторые ждали вылета больше суток и жаловались, что им не дали еды и положенного номера в отеле.
Но в регионах задержки рейсов "ВИМ-авиа" появлялись ещё в начале года. В Уфе, Анадыре, Санкт-Петербурге пассажиры с декабря-января не могли вовремя вылететь. В регионах транспортные прокуратуры уже начали внеплановые проверки перевозчика.
Автопилот под угрозой
В распоряжении Лайфа оказались результаты недавней проверки "ВИМ-авиа", которую проводил Ространснадзор. Они многое объясняют.
В начале года Приволжская транспортная прокуратура попросила местный авиационный надзор изучить несколько широкофюзеляжных "боингов", которые "ВИМ-авиа" эксплуатировала для дальних полётов. Такой лайнер вмещает более 300 пассажиров. Итог проверки: 777-й "боинг" поднимали в воздух с заведомо неисправным модулем воздушных данных. Причём руководство знало об этой проблеме.
— Допускается преднамеренное введение неисправности на ВС с дальнейшим допуском его к полётам с отложенным дефектом, — говорится в материалах проверки. — На воздушном судне Boeing 777-200ER был установлен заведомо неисправный блок ADIRU, и воздушное судно осуществляло полёты.
ADIRU расшифровывается как Air Data / Inertial Reference Unit — "блок воздушных данных и инерциальной системы". Это "электронный мозг", который собирает с внешних датчиков на фюзеляже информацию о давлении воздуха, об угле атаки крыла и десятках других показателей воздушного потока. Всё это нужно, чтобы пилоты знали о скорости, направлении полёта и положении лайнера в пространстве. Часть данных с ADIRU необходима для правильной работы автопилота.
— Модуль ADIRU похож на обычную чёрную коробку, — рассказывает авиационный техник, который обслуживал самолёты "ВИМ-авиа". — Таких модулей в самолёте три. Один — для командира судна, другой — для второго пилота, а третий — дублирующий, на тот случай, если основной откажет. Данные с модуля выводятся на дисплеи в кабине.
По словам техника, возможно, блок не заменили сразу из-за дороговизны: один модуль стоит "как квартира в Москве с видом на Кремль".
Также проверка обнаружила, что ещё один 777-й "боинг" стоял в ангаре без технического обслуживания почти месяц.
— На воздушном судне Boeing 777-200, не выполняющем полёты с 05.01.2017 по 27.01.2017, не выполнен комплекс работ по подготовке к хранению на срок более 7 дней, а также периодические работы в процессе хранения через 7 и 14 дней, — написано в документах Ространснадзора.
Второй авиатехник, с которым поговорил Лайф, считает, что это достаточно серьёзное нарушение.
— Weekly check [еженедельная проверка] должна проводиться, и всё это должно быть отражено в документации обязательно, — сообщил он Лайфу. — Если, например, техники провели, но не отобразили в документации, то им потом придётся это всё доказывать. И в случае если будет какая-то критическая неисправность, которая потом приведёт к авиационному происшествию, то, когда это всё будут расследовать, [сотрудников] могут ждать большие неприятности.
В итоге ведомство обязало авиакомпанию устранить все нарушения до марта 2017 года.
На запрос Лайфа пресс-секретарь авиакомпании "ВИМ-авиа" Елена Федорова ответила, что информация о технических проблемах самолётов не соответствует действительности, однако не стала объяснять, почему.
Между тем в распоряжении Лайфа имеются документы, подтверждающие каждое описанное нарушение.
Движок под залог
В целом понятно, почему "ВИМ-авиа" не спешит вкладываться в ремонт оборудования и обслуживание самолётов. С 2014 года компанию пытаются обанкротить Сбербанк и ВТБ. Суд удовлетворил один иск ВТБ о взыскании 2,8 млн долларов по кредитам. А размер задолженности "ВИМ-авиа" перед Сбербанком превысил 4,3 млрд рублей в 2015 году.
Из свежего — ещё три банка требуют с авиакомпании 3,3 млрд рублей. Московский арбитраж в январе уже удовлетворил иск Мосстройэкономбанка к "ВИМ-авиа" на сумму 980 млн рублей.
Возможно, поэтому с декабря 2016 года авиакомпания активно закладывает в счёт обеспечения займов своё оборудование. Как выяснил Лайф, сейчас в залоге у банков "Зенит" и "Образование" находится более 20 авиационных двигателей марок Rolls-Royce, Pratt&Whitney и французских CFM. Они не новые — выпущены не позднее 1995 года.
Движок — один из самых дорогих узлов самолёта. Он стоит около 200 миллионов рублей.
При этом госконтрактов у "ВИМ-авиа" всё меньше и меньше: если в 2015-м с ней заключили 13 контрактов, то в 2016-м — только пять.
Авиакомпания пообещала Лайфу прислать развёрнутый комментарий о финансовом состоянии, однако на момент выхода публикации редакция его так и не получила.
С директора спросили за коляску
А 25 мая завершилась ещё одна проверка Ространснадзора, которую ведомство начало в "ВИМ-авиа" из-за жалоб пассажиров. Она шла 20 дней, и по её итогам нашли семь нарушений воздушного законодательства и прав пассажиров.
Например, людям, чей рейс задержали, "ВИМ-авиа" не предоставляла гостиницы и питание. Последние события в Домодедово говорят, что компания так и не повернулась к клиентам лицом.
— Пассажирам из Санкт-Петербурга, Москвы, Симферополя не предоставляли дополнительные услуги, положенные при задержке рейса, — перечисляется в документах Ространснадзора. — Также пассажиров не уведомляли заранее о том, что рейс будет перенесён.
И такое происходит не первый раз: в 2016 году пассажирам тоже не выдавали бесплатных прохладительных напитков и не размещали их в гостинице при долгом ожидании рейса. В распоряжении редакции есть описание каждого случая и фамилии людей, чьи права были нарушены.
Самый показательный случай, зафиксированный в материалах майской проверки. Из Москвы в Магадан летел мальчик-инвалид. Его коляску попросили сдать в багаж. Во время полёта в багажном отсеке она сломалась, а по прилёте авиакомпания не стала сразу компенсировать её стоимость. В итоге мать с сыном вынуждены были добираться домой с помощью подручных средств, что доставило им серьёзные неудобства.
За нарушения, в том числе и за коляску, спросили с генерального директора "ВИМ-авиа" Александра Кочнева. Именно он значится в документах прокуратуры как ответственный за все выявленные "косяки".
На контроле в Минтрансе
5 июня авиакомпания "ВИМ-авиа" отменила свыше 20 рейсов из Антальи в города России. Об этом говорится в официальном сообщении авиаперевозчика. В частности, "ВИМ-авиа" отказалась от выполнения чартеров из турецкого курорта в Москву, Нижний Новгород, Краснодар, Самару, Белгород и Челябинск.
Ситуация с "ВИМ-авиа" уже привлекла внимание в Минтрансе. Глава ведомства Максим Соколов сообщил журналистам, что пока не видит основания отзывать у перевозчика сертификат, но говорит, что ситуация у него "на контроле".
Губернатор Магаданской области Владимир Печёный, например, уже обратился к главе Росавиации Александру Нерадько с просьбой принять срочные меры в отношении авиакомпании. А люди из аппарата правительства так комментировали регулярные отмены рейсов: "Это свинство".
Алексей Веларов