Попробуем определить время падения в Грабово и некоторые моменты хронологии событий.
Если бы известное "видео трактористов": https://www.youtube.com/watch?v=-hbAirCuNnA
было бы четко привязано по времени, то мы знали бы время падения с точностью до 1 сек. Аналогично если бы у нас имелись сейсмограммы с ближайших станций, то мы тоже могли бы легко вычислить время падения с точностью до 1 сек. Но увы это не так.
Из метаданных фото №3 П. Алейникова известно что оно было снято в 16:30:07 (по времени его фотика).
Время начала съемки на телефоне наблюдателя дыма №1 16:27:18. Некоторые утверждают что время синхронизируется с моб. оператором. Не знаю как у них, а все телефоны с которыми работал сам и и мои знакомые не синхронизировались, если не поставить на них "нужное ПО" что не всех моделях возможно (время периодически приходилось поправлять вручную).
По архиву барических карт выяснили еще в августе 2014 г. что ветер у земли ~ 4 м/с, на 1 км высоты 10 м/с, на 2 км 10-11 м/с, все "восточные", на 3 км высоты Ю-В 7 м/с. Полную схему "розы ветров по высоте" см. на схеме:
https://yadi.sk/i/OH7SydsJcSDe8
Ранее была определена горизонтальная скорость сноса дыма и точное направление ветра, поскольку барические ветровые карты могут ошибаться на +/- 3 м/с по скорости и до 15 град по направлению, особенно вблизи поверхности Земли.
Существенных отклонений от барической карты не было выявлено, поэтому далее можно на нее ориентироваться на мой взгляд вполне.
Как бы то ни было в 16:28:10 след дыма для наблюдателя №1 был 3,8 км длиной (ошибка не более 70 м).
Такой след при скорости ветра 10 м/с образуется за 380 сек или 6 мин 20 сек. Получается что самолет упал не позднее чем в 16:21:50!
Строго говоря первые несколько секунд (видно на "видео-трактористов"), ветрового сноса дыма нет (ударная волна от взрыва останавливает временно поток воздуха), да и первые метров 200 (см. разбор формы дыма от "наблюдателя 2") ветровой снос примерно вдвое меньше (ок. 7 м/с), а следовательно из высчитанного времени падения нужно вычесть около 15 сек. Т.е. тогда получится время падения не позднее 16:21:35!
Для справки только по наклонной прямой от точки поражения до места падения центролана более 13 км.
Мог ли самолет преодолеть по наклонной кривой траектории "разброса" обломков почти 17 км за 87 секунд (время первичного поражения берем из DSB = 16:20:03)?
Увы, это полностью нереально (только неповрежденный самолет, идущий на эшелонной крейсерской скорости 900 км/час с работающими двигателями за это время мог бы проделать этот путь, хотя скорее всего тоже развалился бы раньше ибо плотность воздуха у земли почти в 3 раза выше).
К тому же по многочисленным свидетельствам мы знаем как это было: "два хлопка, почти сразу жуткий гул, потом падают тела и кокпит в Рассыпном, а самолет в это время еще гудит в направлении на Грабово, и только потом, когда гул заканчивается, пауза и ... бабах". Т.е. от момента падения тел в Грабово до "бабах" еще с полминуты проходит за вычетом времени прихода звука (с учетом того, что звук от Грабово идет ок. 25 сек), или не менее 50 сек (без вычета прихода звука).
Человек с высоты 10 км падает не менее 150 сек (скорость падения даже "солдатиком" обычно не превышает 75 м/с). Добавим к ним ок 40 сек от времени падения тел (верхний предел ошибки), получим время падения в Грабово 16:23:13. Это пожалуй и есть "верхняя оценка" времени падения, скорее всего центроплан упал раньше. Почему?
Да тот же кокпит лежит слишком близко от точки поражения (по минимальным прикидкам он должен был "лечь" минимум в 3-х км от точки поражения и значительно С-З (из-за ветрового сноса), т.е. где-то в направлении на террикон у АТП "Торез-Антрацит"). Т.е. скорее всего первую часть пути после первичного поражения поврежденный лайнер "пикировал", причем так, что при выходе из "пике" еще не "пробил" нижний край облачности.
Если же предположить "пике" или "вертикальный штопор" на первой половине пути к месту падения, то по условиям разрушения самолета (а аварийный маяк срабатывает на 2,5 g, т.е. конструкции лайнера не рассчитаны на бОльшую перегрузку, так что не больше 3-х g разумно брать). При скорости 250 м/с и 3g "радиус разворота" получается не менее 2000 м (250/30*250), поэтому, чтобы обломки могли упасть, так как упали после поражения, самолету пришлось бы сделать два таких "разворота" сначала чтобы "спикировать", а затем, чтобы улететь к Грабово в свой последний путь.
Скорее всего перегрузка не превышала 2,5 g, поэтому радиус поворота был не менее 2,5 км.
А для выхода из "пике" должно было что-то произойти с самолетом (центр масс должен был сдвинуться назад), скорее всего в данном случае таким событием могло быть отделение кокпита и поледующе разрушени первого салона. Получается что самолет "ушел в пике", затем оторвался кокпит и затем произошел разрыв конструкций первого салона от набегающего потока. Получается что кокпит оторвало на высоте не менее 7,5 км, а "разброс" пассажиров первого салона начался в промежутке от 7,5 до 7 км высоты. Первые 500...700 м тела летели вниз со скоростью превышающей установившуюся скорость падения, поэтому при прикидках времени падения будем считать что высота начала их падения была на 500 м меньше (все равно точные параметры траектории нам неизвестны, а потому "точно посчитать" не получится).
Тогда получается что самолет прошел "по окружности" радиуса поворота 2,5*Пи/2 = 3,9 км или 16 сек до отрыва кокпита, еще ка минимум две ушло на "разрыв" салона и высота стала 7 км, а тела начали падать "как бы" с 6,5 км (см. выше). Время их падения получается = 6500 / 60 = 110 сек. Тогда время падения центроплана в Грабово мы сможем уменьшить до: (10000 - 6500)/60 + 16 + 2 = 40 сек.
Строго говоря мы можем позволить самолету пролететь еще 1,5 км в "пике" (из условий не "пробития" нижнего края облачности в 3 км), поэтому можно еще "натянуть на глобус" дополнительно: 1500/60 - 6 = 19 сек. Итого ускорить падение в Грабово на 40 + 19 = 59 сек.
Итог:
Получим минимальную оценку времени падения в Грабово = 16:22:14. Реальное время будет между ним (и ранее посчитанным "максимальным") = 16:23:13.
Это не точный расчет разумеется, это лишь "разумные ожидаемые границы" интервала падения центроплана в Грабово (действительные только в случае если компиляция показаний свидетелей и общая схема падения были близки к вышеописанным).
Напомню, что из "анализа трепа на стене Снежного": Поражение БУКом из-под Снежное 5
удалось оценить время падения в диапазоне: 16:22:30 ... 16:23:15 (оценка разумеется очень "потолочная", получена в основном на основе логики и типичной психологии работы людей в сети).
Также напомню что радар Ростова зафиксировал последние крупные обломки (скорее всего это был центроплан) над Грабово в 16:22:12 (далее они "ушли за горизонт радара" который, увы, нам точно не известен).
Тогда получается что даже при минимальной оценке времени падения "часы" наблюдателя №1 "врут" (отставали примерно на минуту и более).
А отставание "часов фотика" у Алейникова получается: 16:30:07 - (16:22:14 + 250 + 15) = 3 мин 38 сек. А при максимальной оценке времени падения "сдвиг" времени на фотоаппарате еще на 59 сек больше или = 4 мин 37 сек.
Эти данные могут пригодиться для понимания того, что, когда и как он мог реально "сфотать" увидев "след ракеты" под Снежным.
Использовать полученные данные для "подтверждения" или опровержения этого "фото следа" нельзя! (Это делается совсем не так и не таких основаниях, ибо "прикидками" факты и свидетельства НЕ "подтверждаются" и НЕ "опровергаются" никак!).
Отредактировано SageSerjant (2015-08-16 20:31:23)