RECENT ENTRIESFRIENDSARCHIVEPROFILEADD TO FRIENDSRSS
Западные эксперты о применении украинских ВВС в конфликте на юго-востоке страны
May 5th, 2015
Известные авиационные эксперты Alexander Mladenov и Krassmir Grozev в статье "Ukraine’s Asymmetrical Battlefield", опубликованной в апрельском номере журнала "Air International", приводят интересный анализ применения украинских ВВС (без учета армейской авиации) в ходе боевых действий в Луганской и Донецкой областях. Наш блог приводит перевод данного материала.
Украинские Су-27, МиГ-29, Су-25 и Ан-26 в Кульбакино, 15.05.2014 (с) Андрей Ракул / spotters.net.ua
Военно-воздушная мощь Украины показала себя плохо обученной и неспособной адаптировать и улучшать свои основные элементы в ходе внутреннего асимметричного конфликта, который продолжается в юго-восточных регионах страны. Активные боевые действия в период с апреля по сентябрь 2014 года показали слабость когда-то сильной украинской военной машины, которая оказалась неспособна модернизировать и сохранять свои ВВС на протяжении предшествующих десятилетий. ВВС Украины также оказались неспособны обеспечить адекватную подготовку для летного состава и внедрить эффективную тактику противопартизанской борьбы.
Украина является экономически слабой страной и ее армия и силы безопасности показали себя плохо подготовленными для ведения боевых действий и победы в скоротечной манере в ходе затянувшегося конфликта с сепаратистами. Находящаяся в плохом состоянии и устаревшая украиснкая военная машина была брошена против мотивированного, хорошо вооруженного и глубоко окопавшегося противника, и потеряла большое количество самолетов. В большинстве случаев ВВС Украины показали неспособность к своевременному и точечному применению воздушной мощи (для непосредственной поддержки войск и изоляция района боевых действий) или оказанию любого другого вида поддержки сухопутных войск. Эта грустная ситуация может рассматриваться как классический пример того, как воздушная мощь, представленная в том или ином виде, оказалась неспособной стать решающим фактором в противопартизанской войне. В реальности, украинские ВВС оказались неспособны выполнять все эти три задачи, которые обычно требуются как для регулярных, так и противоповстанческих боевых действий – нанесение воздушных ударов, повышения мобильности воздушным путем, а также ведение разведки.
Модернизированный штурмовик Су-25М1 ("голубая 41") ВВС Украины, 06.09.2013 (с) Андрей Ракул / airliners.net
Украинские самолеты оказались уязвимы для угроз с земли, особенно к ПЗРК. В результате, общий уровень боевых потерь украинских ВВС между серединой апреля и началом сентября 2014 года составил 20% от общего числа боеготовых истребителей и ударных самолетов, транспортной авиации и вертолетов. Достоверно было потеряно девять истребителей и штурмовиков, два военно-транспортных самолета и один самолет специального назначения. Кроме того еще четыре самолета были повреждены, но объявлены ремонтопригодными.
В ходе осуществления ударов по земле для поддержки наземного наступления украинские самолеты оказались неспособны нанести серьезные повреждения оборонительным позициям сепаратистов, а также нанести им существенные потери. Украинская авиация также не смогла предотвратить движение войск и вооружений между укрепленными пунктами повстанцев на границе с Россией, Донецком и Луганском. Тем самым безуспешными оказались попытки осуществлять блокаду отколовшихся регионов.
У Киевской авиации также не было возможности по ночному применению. Это дало пророссийским бойцам практически полную свободу маневра в ночное время суток, а также получать оружие, боеприпасы и пополнения через прозрачную российско-украинскую границу.
Воздушные перевозки и эвакуация раненых на самолетах и вертолетах также проводились спорадически и при этом имел место непривычно высокий уровень потерь. Украинцам не удалось обеспечить адекватное снабжение окруженных группировок в различных местах, например, в районе донецкого и луганского аэропортов, а также нескольких «котлов» рядом с границей.
Полеты с разведывательными целями также оказались малоуспешными, в основном, из-за отсутствия современных самолетов и БЛА, оснащенных круглосуточными системами обзора и системами передачи данных, и при этом способных находится в воздухе круглые сутки. Немногочисленные средства разведки использовались неэффективно и понесли серьезные потери. Небольшое число недорогих мини-БЛА начало применяться спустя пару месяцев после начала боевых действий. В некоторых случаях БЛА повышли возможности по регулярному сбору информации на поле боя, а также управлению огнем артиллерии и РСЗО, но в целом эффект от их использования был незначительным.
Эффект от бомбардировок со стороны украинской авиации на протяжении всего конфликта был незначительным, а попутный ущерб от действий правительственных войск имел негативные последствия, за счет потери лояльности со стороны местного населения в отколовшихся регионах.
Худшим примером стала атака штурмовика Су-25, который 2 июня выстрелил НУРС в правительственное здание в центре Луганска. Подобные неразборчивые нападения имели серьезные стратегические последствия, так как пророссийские сепаратисты одержали несколько пропагандистских успехов и запросили дополнительную помощь у России.
Как правило, правительственным силам приходилось сражаться в населенных областях против подготовленного и мотивированного противника. Вскоре обстановка превратила так называемую «анти-террористическую операцию» (АТО) в затяжной, кровавый и опасный конфликт, отягощенный множеством разрушений и жертв среди мирного населения.
Первые операции
Первоначально украинские ВВС ограничивались вылетами с целью демонстрации силы, осуществляемых реактивными самолетами над позициями сепаратистов. Первый полет, как сообщается, имел место еще до начала АТО 7 апреля. В ней приняли участие два истребителя Су-27, которым поставили задачу облететь Харьков, Луганск и Донецк. После 15 апреля подобные полеты над позициями инсургентов осуществлялись только полностью вооруженными истребителями МиГ-29 и Су-27 с целью демонстраций намерений Киева прибегнуть к настоящих вооружений для подавления восстания в самой начальной стадии.
Первое появления Су-25 в зоне боевых действий было отмечено 15 апреля, когда одиночный Су-25 осуществлял прикрытие с воздуха вертолеты армейской авиации, доставлявшие штурмовые группы на аэродром неподалеку от Краматорска.
Вооруженный и маневренный, штурмовик Су-25 в дальнейшем выполняли полеты с целью демонстрации силы над удерживаемыми сепаратистами городами и поселками в донецкой и Луганской областях, оказывали поддержку первоначальному наступлению подразделений украинской армии, МВД, Национальной гвардии, территориальных батальонов и СБУ. Су-25 были переброшены на передовой аэродром в аэропорту Днепропетровска совместно с Су-27 и МиГ-29, на расстоянии 200 км от Донецка и 290 км от Луганска. Также появлялись неподтвержденные сообщения об использовании взлетной полосы Чугуева также в качестве передового аэродрома.
Первая операция с реальным применением оружия имела место 5 мая. Ее целью стало уничтожение украинского боевого вертолета Ми-24П, который совершил вынужденную посадку на контролируемой сепаратистами территории неподалеку от Славянска. Обреченный вертолет получил прямые попадания НУРС С-8КО и сгорел.
В середине-второй половине мая украинские Су-25 продолжали проводить отдельные налеты на одиночные цели, расположенные на территории сепаратистов. В начала обычный боевой вылет Су-25 выполнялся с неполной боевой нагрузкой, которая включала только два блока НУРС Б-8М1 с 20 пусковыми трубами, полный боекомплект для встроенной 30-мм пушки, а также два 800-л подвесных топливных бака.
26 мая украинские Су-25 были привлечены к успешной операции против батальона сепаратистов «Восток», который занял терминал Донецкого аэропорта. Самолеты нанесли удар ранним утром и нанесли противнику серьезный ущерб, при этом избежав как минимум одной ракеты с ПЗРК.
Следующей успешной атакой Су-25 стала битва за пограничный пункт в Мариновке 5 июня. В ходе боя одиночный Су-25 атаковал войска и транспортные средства батальона «Восток», стоящих на открытой местности рядом с пограничным пунктом.
Когда Су-25 атаковали цели в населенных пунктах, они, как сообщалось, поражали и мирных жителей. Их основным оружием были НУРС С-8КО, изначально предназначенные для поражения площадных целей, а не точечных ударов по жилым массивам. 20 НУРС С-8 были использованы Су-25 2 июня при злополучной атаке 2 июня по зданию администрации Луганска. Как сообщалась, ракеты поразили парк и небольшой сквер напротив здания. Семь мирных жителей было убито и еще 28 получили ранения. Украинское правительство упрямо опровергало факт обстрела со стороны Су-25, несмотяр на наличие доказательств в сети Интернет, включала видеосъемку случайных очевидцев и городских камер наблюдения. Использование ракет С-8 было также подтверждено экспертами ОБСЕ, которые проводили расследование на месте атаки.
Бездоказательные заявки на сбитые самолеты
В ходе ожесточенных боев вокруг г. Славянск 3 и 4 июня защищавшие город сепаратисты заявили об одном сбитом обстрелом с земли Су-25, но подтверждений из независимых источников этому не было.
В середине июня сепаратисты заявили о еще одном сбитом Су-25, имея в виду самолет, утром 14 июня обстрелявший ракетами здание УВД Горловки (использовавшийся сепаратистами в качестве своей базы), в результате чего погибло четыре человека. Пилот якобы катапультировался и был захвачен. Одного подтверждений этой потери и пленения из независимых источников не было. Третья заявка последовала 17 июня, снова в районе Горловки. На любительской видеосъемке, распространенной сепаратистами, был виден Су-25, отстреливающий тепловые ловушки и пускавший НУРС. Его судьба остается неизвестной, но нет никаких подтверждений потерь украинских самолетов в этот день. Спустя два дня было сделано еще одна заявление о сбитом Су-25, но и оно никогда не нашло подтверждение из независимых источников или в виде очевидных доказательств.
В конце июня появились сообщения о том, что украинские Су-25 применялись в несвойственной для себя роли – они доставляли предметы первой необходимости для украинских десантников, защищавших аэродром Краматорска и другие объекты в Донецкой области. Несколько Су-25 дважды были замечены днем 28 июняв ходе осуществления подобных редких вылетов.
Как сообщалось, они приблизились к аэропорту на средних высотах с целью сброса на парашютах контейнеров с продовольствием и медикаментами. Эти контейнеры бфл подвешены на подкрыльевых пилонах, и вероятно представляли собой переделанные 250-кг осветительные бомбы. Большая часть груза, тем не менее, не попала адресатам, а в дельнейшем грузы были подобраны сепаратистами.
Подтвержденные потери
В конце временного прекращения огня, которое было объявлено правительственными силами между 21 июня и 1 июля, украинские Су-25 снова были задействованы для ракетных обстрелов позиций повстанцев. В начале июля они начали сбрасывать свободнопадающие бомбы. 1 июля сепаратисты объявили об уничтожении двух Су-25 но как и в предыдущих случаях, подтверждения из украинских или независимых источников не было. Однако правительственные источники признали, что один су-25УБ был поврежден огнем крупнокалиберных пулеметов над Снежным, но смог вернуться на базу.
Другая заявка на сбитый су-25 была сделана сепаратистами 2 июля. Но этот раз в каком смысле она нашла подтверждение в украинских официальных заявлениях, а именно в пресс-релизе, согласно которому Су-25 столкнулся с потерей управления (счиатется, что по причине обширных боевых повреждений) при приближении к аэропорту Днепропетровска. Летчик – подполковник Александр Дякив (в то время старший штурман 299-й тактической авиабригады, ТАБ) не смог восстановить контроль над самолетом и покинул его. Самолет разбился. Он продолжил вылетать на боевые задания, в начале 2015 года получил звание полковника и был назначен командующим 299-й ТАБ. По сообщениям украинских СМИ, Дякив совершил 40 боевых вылетов.
Другой Су-25, как сообщалось, получил тяжелые боевые повреждения в ходе атаки позиций сепаратистов незадолго до полудня 16 июня. Пилоту удалось довести поврежденный самолет до аэродрома. Второй подтвержденный сбитый Су-25 был сбит тем же вечером в районе Амвросиевки (Донецкая область), неподалеку от границы с Россией. Летчику удалось катапультироваться и избежать пленения. Пресс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины обвинил российские истребители в уничтожении Су-25 в 7 вечера по местному времени ракетой «воздух-воздух»
.
Обломки сбитого украинского штурмовика Су-25 (с) u.tsn.ua
Еще один Су-25, третий потерянный в ходе конфликта, был заявлен 21 июля. Его обломки упали рядом с Мариновкой, расположенной рядом с Луганском. Летчик, подполковник Юрий Шевцов, командир эскадрильи 299-й ТАБ, благополучно катапультировался и смог избежать плена в течение месяца. Он был задержан сепаратистами 19 августа, после чего был детально допрошен перед освобождением в рамках процедуры обмены пленными. Как сообщалось, он заявил о том, что 299-я ТАБ имеет ядро из 14 летчиков, которые совершали боевые вылеты до начала июля, когда начали расти потери.
23 июля еще два Су-25 были сбиты в ходе бомбардировки укрепленного пункта сепаратистов на высоте Саур-Могила к востоку от Донецка, неподалеку от российской границы. Несчастливые Су-25 были частью звена, а после поражения с земли, вероятнее всего ракетой ПЗРК, летчикам успешно удалось катапультироваться и избежать плена. Обломки первого самолеты были найдены рядом с деревней Дмитриевка, а обломки второго – рядом с городом Шахтерском.
Согласно украинским источникам, еще два Су-25 были сбиты 23 июля, и стали жертвой российских истребителей, которые выпустили ракеты «воздух-воздух» с российской территории. Это обвинение не может быть подтверждено. Российское правительство отрицает любое свое участие в конфликте подобного рода.
После таких потерь в течение трех месяцев поредевший парк Су-25 продолжал спорадические вылеты, осуществляемые в основном со средних высот (более 5000 метров) и за пределами зоны поражения ПЗРК. Точность поражения с такой высоты резко упала. К концу июля ВВС Украины продолжали применять порядка 10 Су-25, но в очень осторожной и неэффективной манере. 26 августа звено Су-25 было заснято на любительское видео в ходе атаки позиций сепаратистов неподалеку от Первомайска, в 20 км от границы с Россией. На этот раз Су-25 летели на относительно большой высоте с большой скоростью, отстреливая тепловые ловушки и сбрасывая осветительные бомбы, медленно опускавшиеся на парашютах, в качестве ловушки для тепловых ГСН ракет ПЗРК сепаратистов.
Еще один Су-25, который стал шестой подтвержденной потерей в ходе конфликта, был сбит 29 августа рядом со Старобешево, несмотря на меры предосторожности. Его пилот, капитан Владислав Волошин, успешно катапультировался и был найден своими войсками. Сепаратисты в тот день заявили еще о трех сбитых Су-25. Но подтверждения этому нет ни от украинских, ни от других заслуживающих доверия источников, или же в виде обломков или видеозаписи. Четыре, или может быть пять, сбитых Су-25 относились к модернизированным Су-25М1, оснащенных улучшенным навигационным и прицельным оборудованием. Еще не менее двух штурмовиков получили боевые повреждения, но смогли вернуться на базу.
МиГ-29 в роли ударных самолетов
В начале августа украинские ВВС, столкнувшиеся с нехваткой штурмовиков и бомбардировщиков, стали использовать истребители МиГ-29 для ударных целей, и уже весьма скоро была отмечена первая потеря. 7 августа летевший на низкой высоте МиГ-29 114-й ТАБ (Ивано-Франковск) был сбит неподалеку от Енакиево в 40 км от Донецка. Другой МиГ-29, также принадлежащий 114-й ТАБ, повторил его судьбу 17 августа. Он получил прямое попадание ракеты после бомбардировки позиций инсургентов в Луганской области. Обреченный самолет врезался в землю рядом с Краснодоном, на территории, контролируемой сепаратистами, неподалеку от границы с Россией. Пилоту удалось катапультироваться и избежать захвата в плен.
Разведывательный самолет Су-24МР ("желтая 36") ВВС Украины, май 2014 года (с) Олег Волков / airliners.net
Небольшой парк украинских фронтовых бомбардировщиков Су-24М также не смог оказать существенного влияния на ход боевых действий. Хотя в теории Су-24М считается способным применять бомбовое вооружение значительной массы, особенно в плохую погоду и ночью, он использовался только как дневной бомбардировщик, применяя свободнопадающие бомбы. Нет подтверждений использованию украинской стороной ракет с ТВ- или лазерным наведением в ходе боев в Луганской и Донецкой областях.
Су-24М изредка применялись в ходе наиболее интенсивных боев, это было вызвано недостатком нормально подготовленных экипажей, которые могли бы использовать сложные профили полета. Методы применения этих самолетов не имели какого-либо успеха в тактическом плане, при этом Су-24М оказались уязвимыми к огню с земли. Один самолет 2 июля был поражен ракетой ПЗРК в ходе бомбардировочного вылета в Донецкой области. Несмотря на потерю одного двигателя, поврежденному самолету удалось вернуться на неназванный аэродром (предположительно, Днепропетровск), расположенный в 300 км от зоны боевых действий. 20 июля сепаратисты объявили об одном сбитом Су-24М, а его обломки были найдены у деревни Новосветловка, также в Луганской области. Сообщалось, что оба члена экипажа погибли. Самолет стал жертвой ПЗРК и был предположительно вариантом Су-24МР, а это потеря была признана Киевом.
1 сентября сепаратисты заявили об уничтожении истребителя Су-27 в Донецкой области, неподалеку от деревни Мерешки. Эта потеря отрицалась Киевом, при этом не были представлены доказательства победы.
В начале августа противостоящие киевским властям силы при сильной поддержке России в виде пополнений личным составом и оружием, начали контрнаступление. Значительно усилившиеся людским составом и вооружением, части сепаратистов предприняли окружение большого числа украинцев, и им удалось изменить ситуацию на фронте в свою пользу. Изначально правительственные войска были размещены вдоль нескольких трасс по направлению к российской границе, которыми пользовались мятежные регионы.
Вслед за наступлением антикиевских сил боевые действия в Донецкой и Луганской областях быстро превратились в смесь противопостанческих операций и «классических» боевых действий. Обе воюющие стороны нарастили использование тяжелой артиллерии, танков и РСЗО БМ-21 «Град» с дальностью стрельбы 20 км.
БМ-21 применяет 122-мм ракеты и известен своим разрушительным воздействием, но и обширным сопутствующим ущербом при применении против жилых массивов, провоцирующее многочисленные жертвы среди мирного населения и разрушения построек. Украинские войска также использовали более тяжелые системы БМ-21 «Ураган» (дальность стрельбы 35 км) и «Смерч» (дальность стрельбы до 120 км), причем обе этих системы могут применять кассетные боевые части.
Украинская армия также использовали значительное число ОТР 9К79-1 «Точка-М» с дальностью стрельбы 120 км. РСЗО были применены для подавления обороны на Саур-Могиле в качестве замены ослабленной украинской авиации.
В конце августа противостоящие Киеву силы, хорошо оснащенные и вооруженные, начали контрнаступление вдоль трех направлений и остановились под стратегическим важным морским портом на Азовском море Мариуполем. 7 сентября Киев и пророссийсеие сепаратситы достигли соглашения о прекращении огня, но он оказалось очень хрупким, поскольку обстрелы РСЗО и артиллерией вскоре возобновились, в особенности вокруг Донецкого аэропорта. Ослабленные украинские ВВС использовались от случая к случаю, и эта ситуация сохранялась до начала 2015 года.
"Эрзац" самолеты-разведчики
Единственный самолет воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан-30Б (бортовой номер «80») оказался единственным разведывательным самолетом с большой продолжительностью полета, который находился в составе украинских ВВС на начало конфликта в середине апреля. Он несколько раз использовался для фото и визуальной разведки удерживаемых сепаратистами районов и для корректировки огня артиллерии. Он был поврежден огнем легкого стрелкового оружия в ходе боевого полета на низкой высоте над Славянском 22 апреля. Самолет был оперативно отремонтирован и продолжил использоваться в боевых операциях, но 6 июня был сбит из ПЗРК сепаратистов в ходе вылета на корректировку артиллерийского огня. Он кружил над целью около часа, чтобы наблюдатель, находившийся на борту, при помощи бинокля смог обнаружить позиции противника.
Корректировщик по радио поддерживал связь с артиллеристами для уточнения их стрельбы. Имеется любительская видеосъемка, на которой видно, что Ан-30Б летел по прямому курсу с небольшой скоростью на высоте примерно 3000 метров, когда по нему выстрелили двумя ракетами из ПЗРК. Одна прошла мимо, а вторая попала прямо в правый двигатель. Самолет быстро потерял высоту после взрыва правого крыла и разбился недалеко от деревни Дробышево. Шесть членов экипажа погибли, еще двум удалось покинуть самолет с парашютами.
Самолет воздушного наблюдения Ан-30Б ("желтая 80") ВВС УКраины, 21.03.2014 (с) Максим Станкевич / airliners.net
Никакой информации не имеется относительно использования небольшого числа самолетов-разведчиков Су-24МР, оснащенных устаревшим разведывательным оборудованием. Фотооборудование самолета включает пленочные камеры, видеокамеру, а также датчик инфракрасного излучения, которые позволяют собирать информацию при полетах на низких и средних высотах. Широко распространено мнение, что сбитый 20 июля Су-24 относился как раз к модификации МР и выполнял разведывательный полет на низкой высоте.
К началу боевых действий в середине апреля у Украины не было современных средств разведки, с возможностью круглосуточной передачи информации в реальном масштабе времени. С целью исправления ситуации к середине июня украинцы начали использовать мини-БЛА с оптическими и инфракрасными камерами. Эти системы в основном использовались для тактической разведки и корректировки артиллерийского огня и работы РСЗО в ходе последних недель осады Славянска и последовавших за этим крупномасштабных боевых действий.
Украинские ВВС также использовали устаревшие (1970-х гг.) БЛА Ту-143 «Рейс», чьи пусковые установки находились в аэропорту Краматорска. Один из этих БЛА был практически неповрежденным обнаружен 1 августа неподалеку от города Снежное, на территории, контролируемой сепаратистами. До сих пор неизвестно, что стало причиной падения – техническая неполадка или огонь с земли. Другой Ту-143 был сбит сепаратистами 3 февраля 2015 года неподалеку от Ирмино в Луганской области. Также известно, что украинцы использовали более крупные БЛА Ту-141 «Стриж», которые также запускались из Краматорска.
Пророссийские сепаратисты также массово использовали мини-БЛА тактического уровня. В июле и августе они пользовались новыми технологиями (в основном опираюсь на системы российского производства) для поиска целей для РСЗО БМ-21 «Град» и 122-мм артиллерии, размещенных рядом с российской границей, и использовавшихся против окруженных украинских войск.
Усилия по воздушным перевозкам
Противостоящие Киеву силы также были успешны в нарушении воздушного моста, который использовался для снабжения осажденного Луганского аэропорта. Их самым крупным достижением стало уничтожение 14 июня военно-транспортного самолета Ил-76МД, перевозившего десантников с тяжелым вооружением из аэропорта Мелитополь в Луганск. Самолет с бортовым номером «76777» получил попадание ракеты ПЗРК на снижении к осажденному аэропорту. Ракета вызвала пожар и взрыв самолета, а его обломки упали на контролируемой сепаратистами территории в 5,5 км от взлетно-посадочной полосы. Погибли все находившиеся на борту девять членов экипажа и 40 пассажиров. До данного события, украинские ВВС совершили 19 полетов в Луганск.
Небольшой парк украинских Ан-26 был использован для снабжения окруженных войск, и как сообщалось, одному самолету 27 июня удалось совершить посадку в аэропорту. На следующий день один Ан-26 был замечен сбрасывающим контейнеры с продуктами и медикаментами для войск, окопавшихся на высоте Крачун-Могила неподалеку от Славянска. В сумерках 30 июня другой самолет сбрасывал предметы снабжения в районе Донецкого аэропорта.
Попытки ВВС Украины доставить во второй половине июля остро-необходимые грузы сухопутным войскам, окруженным в нескольких «котлах» в районе российской границы, также оказались безуспешными. Один Ан-26, совершавший сброс контейнеров с продовольствием и медикаментами был сбит в полдень 14 июля к востоку от Луганска, рядом с деревней Изварино. Всем восьми членам экипажа удалось покинуть самолет с парашютами. Двое были обнаружены погибшими, остальные попали в плен. Неудачливый самолет (бортовой номер «19») принадлежал к 456-й транспортной авиационной бригаде, дислоцированной в Виннице. Согласно заявлению пророссийских сепаратистов, самолет был сбит из ПЗРК, в то время как пресс-служба президента Украины настаивала на том, что Ан-26 был сбит на высоте 6500 метров, то есть для его уничтожения использовалась более мощная зенитная система или даже ракета «воздух-воздух», выпущенная российским истребителем. Это заявление кажется несколько странным, когда думаешь о том, что для эффективного сброса контейнеров требуется небольшая высота и скорость. Несмотря на потерю, оставшиеся украинские Ан-26 продолжили выполнять отдельные транспортные вылеты. Например, 20 июля один самолет сбросил 14 контейнеров с продовольствием и водой для окруженных войск в районе Краснодона.
Боевой состав украинских ВВС
К началу боевых действий в составе ВВС имелось около 70 штурмовиков Су-25, из которых по состоянию на апрель исправных было примерно 15. Все Су-25 находились 299-й ТАБ. К апрелю 2014 г. в бригаде имелось не менее девять одноместных модернизированных штурмовиков Су-25М1 и две модернизированных «спарки».
В составе 7-й ТАБ имелось не более боеготовых 10 Су-24М/МР.
Истребительные силы были представлены 20 МиГ-29 и 15 Су-27. В военно-транспортной авиации имелось пять Ан-26 и четыре Ил-76МД, а также единственный Ан-30Б.
Дополнительное число МиГ-29, Су-27, Су-24М, Су-24МР, Су-25, Ил-76, Ан-26 и Ан-30 было снято с хранения и возвращено в боевые части в середине и конце 2014 года.
Tags: Ан-26, Ан-30, Ил-76, Ми-24, МиГ-29, Новороссия, Су-24, Су-25, Су-27, Украина, авиация, конфликт