ОБНОВЛЕНО по результатам обсуждения темы на 24-06-2015
Иностраннай взгляд на возможности на 9K37M1 "Бук-М1" и конкретно ЗУР 9М38M1
Подробная информация о ЗРК ЗРК 9К37М1 "Бук"
Описание возможностей одиночной СОУ
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ САМОНАВЕДЕНИЯ ЗУР
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД НАВЕДЕНИЯ ЗУР МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ
Я служил на комплексе БУК.(мысли служивого)
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 ноября 1979 г. была проведена модернизация ЗРК «Бук» с целью повышения его боевых возможностей, защищенности его радиоэлектронных средств от помех и противорадиолокационных ракет.
Ракета 9М38М1 разрабатывалась ОКБ Долгопруднененского НПП (генеральный директор Г.П. Ежов, главный конструктор В.П Эктин). Обеспечена большая дальность полета, повышена длительности инерционного участка, улучшена точность наведения на маневрирующую цель. Предусмотрена лучшая адаптация головки самонаведения 9Э50М1 к условиям полета, помеховой обстановке, типу обстреливаемой цели. Для этого разработана и введена в состав усовершенствованной самоходной огневой установки система распознавания типа цели (самолет, баллистическая ракета, вертолет) с вероятностью не ниже 0,6 с передачей соответствующей информации на радиовзрыватель ЗУР для обеспечения оптимального момента подрыва боевой части.
В результате испытаний, проведенных с февраля по декабрь 1982 г. под руководством комиссии во главе с Б.М. Гусевым на Эмбенском полигоне (начальник — В.В. Зубарев), было установлено, что модернизированный комплекс «Бук-М1» по сравнению с ЗРК «Бук» обеспечивает большую зону поражения самолетов, способен сбивать крылатые ракеты ALCM с вероятностью поражения одной ЗУР не ниже 0,4, вертолеты «Хью-Кобра» — с вероятностью 0,6-0,7, а также зависающие вертолеты — с вероятностью 0,3-0,4 на дальности от 3,5 до 6-10 км.
Радиолокатор использует 72 литерных частоты подсвета (вместо 36), что способствует повышенной защищенности от взаимных и преднамеренных помех.
Командный пункт 9С470М1 по сравнению с КП 9С470 обеспечивает одновременный прием информации от собственной станции обнаружения и целеуказания и о шести целях от пункта управления ПВО мотострелковой (танковой) дивизии или от КП ПВО армии, а также комплексную тренировку всех расчетов боевых средств ЗРК.
Самоходная огневая установка 9А310М1, по сравнению с установкой 9А310, обеспечивает обнаружение и захват цели на автосопровождение на больших дальностях (на 25-30%), до 85 км, а сопровождения — до 75 км.
В комплексе используется более совершенная станция обнаружения и целеуказания 9С18М1 («Купол-М1») с плоской угломестной ФАР, размещенная на самоходном гусеничном шасси ГМ-567М, однотипном с другими машинами дивизиона. Длина станции обнаружения и целеуказания 9,59 м, ширина — 3,25 м, высота — 3,25 м (8,02 м в рабочем положении), масса — 35 т.
В комплексе «Бук-М1» предусмотрены эффективные организационные и технические мероприятия по защите от противорадиолокационных ракет. Боевые средства комплекса «Бук-М1» взаимозаменяемы с однотипными боевыми средствами ЗРК «Бук» без их доработок, штатная организация боевых формирований и технических подразделений аналогичны с комплексом «Бук».
В состав технологического оборудования комплекса входят:
- 9В95М1Э — машина автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции на ЗиЛ-131 и прицепе
- 9В883 и 9В884 — машины ремонтного и технического обслуживания самоходной огневой установки и командного пункта наУрал-43203-1012
- 9В894 — машина ремонтно-технического обслуживания станции обнаружения целей на Урал-43203-1012
- 9В881Э — машина технического обслуживания Урал-43203-1012
- 9Т229 — транспортная машина для 8 ЗУР (или 6 контейнеров с ЗУР) на КрАЗ-255Б
- 9Т31М — автокран
- 9Т318 — комплект технологического оборудования
- МТО-АТГ-М1 — мастерская техобслуживания на ЗиЛ-131
- УКС-400В — компрессорная станция
Армейский комплекс ПВО Сухопутных войск Российской Федерации «Бук-М1» разработан в НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП), главный конструктор А.А. Растов на базе опыта создания ЗРК Сухопутных войск «Куб» и «Бук», хорошо зарекомендовавшим себя в частях. «Бук-М1» принят на вооружение в 1983 году. Первоначально задача борьбы с тактическими БР на комплекс не возлагалась, но его потенциальные возможности позволяют решать и эту задачу. На МАКС-97 была представлена модификация зенитно ракетного комплекса «Бук-М1-2», которая в дополнение к основному назначению - борьба с аэродинамическими воздушными целями, способна поражать тактические баллистические ракеты и надводные корабли. Необходимость выполнения этих задач вызвала существенную модернизацию программного обеспечения боевых средств ЗРК «Бук-М1» в том числе и ракеты. В станции обнаружения целей (СОЦ) 9С18М1 для повышения помехозащищенности был штатно заложен секторный режим обзора с большим углом места до 55 град., что даёт возможность обнаруживать тактические БР. Указанный угол места зоны обзора обеспечивает необходимую дальность захвата баллистических целей самоходной огневой установкой (СОУ) 9А310М1, дальность пуска и поражения при малой ЭПР БР. Наибольшим доработкам для выработки нормального целеуказания по БР и организации стрельбы по ним подверглось программное обеспечение командного пункта 9С470М1. На учениях «Оборона-92» и «Осень-93» ЗРК «Бук-М1» были уничтожены не только аэродинамические, но и баллистические цели - аналоги БР «Ланс» («Ланс-2») и «Першинг-1». ЗРК может поражать до 6 целей одновременно, летящих со скоростями до 830 м/с и перегрузками до 7 - 8 ед., наводить до 12 ракет. Зона поражения ЗРК «Бук-М1» составляет по высоте от 15 м до 22 км, по дальности от 3 до 35 км. В состав комплекса входят: командный пункт; станция обнаружения целей 9С18М1; 6 самоходных огневых установок 9А310М1 с 4 ракетами на каждой; 3 - 6 пускозаряжающих установок 9С39М1 с 8 ЗУР на каждой; зенитная управляемая ракета 9М39М1. Все боевые средства ЗРК размещены на самоходных гусеничных шасси высокой проходимости. Аппаратура средств комплекса и экипажи находятся в бронированных корпусах. Масса боевых средств не более 36 тонн, максимальная скорость - 65 км/ч. Ракета с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 9Э50М1, созданной в МНИИ «Агат», имеет длину 5,55 м и стартовый вес 690 кг. Она оснащена РДТТ с временем работы до 11 с, за которое разгоняется до скорости 1100 м/c. (??????????) Время развёртывания комплекса составляет 5 минут. Пусковая установка и транспортно - заряжающая машина созданы в НПП «Старт». Боевые средства комплекса производятся на Машиностроительном заводе им. М.И. Калинина.
Головка самонаведения ЗУР 9м38м1
Метод пропорционального сближения — угловая скорость вращения (поворота???) вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота линии визирования (линии «ракета-цель»):
где dψ/dt - угловая скорость вектора скорости ракеты;
ψ - угол пути ракеты;
dχ/dt - угловая скорость вращения линии визирования;
χ - азимут линии визирования;
k - коэффициент пропорциональности.Метод пропорционального сближения является общим методом самонаведения, остальные — его частными случаями, которые определяются значением коэффициента пропорциональности k:
k = 1 - метод погони;
k = ∞ - метод параллельного сближения;
Метод погони — вектор скорости ракеты всегда направлен на цель;
Метод прямого наведения — ось ракеты направлена на цель (близок к методу погони с точностью до угла атаки α и угла скольжения β, на которые вектор скорости ракеты повернут относительно ее оси).
Метод параллельного сближения — линия визирования на траектории наведения остается параллельной самой себе.
Координатный закон поражения цели
Источник:
Дырки так же неисчерпаемы, как и атомыОгромное разнообразие форм пробоин в обшивке Боинга и внутренних конструкционных элементах не имеет до сих пор убедительного объяснения.
Давным-давно в сети циркулирует снимок, на котором, как утверждают, изображен корпус боевой части ракеты Бука с разрезом.И меня всегда занимал вопрос: почему от таких необычных по форме Х-образных готовых поражающих элементов (ПЭ) нет соответствующих пробоин.
По крайней мере никто еще не указал на такую, которую можно однозначно соотнести с формой такого ПЭ.
Некоторые комментаторы объясняли отсутствие таких пробоин тем, что, якобы, при большой скорости встречи осколок любой формы оставляет в преграде отверстие округлой формы. Это было бы правильным, если скорость встречи составляет несколько километров в секунду, как минимум значительно более 2 км/с.
Однако, скорости ПЭ существующих БЧ существенно меньше. К тому же, ПЭ может пробить при попадании в самолет несколько стенок, потеряв при этом скорость. И, если он не разрушается, то на последней преграде он может и отпечататься своим профилем.
Чтобы убедиться в этом можно провести наглядный эксперимент.
Так как найти готовые поражающие элементы в форме Х-образных не представляется возможным, возьмем осколок более простой формы: кубический, массой 10 г из стали.
И запустим его со скоростью 1500-1600 м/с в преграду из алюминиевого сплава Д-16Т, толщиной 2 мм, обычно используемого для наружной обшивки самолетов.
Чтобы убедиться, что при метании осколок не потерял свою форму, перед преградой установим две бумажные мишени с проволочными датчиками, которые обеспечат возможность измерения скорости осколка.Прекрасно видно, что осколок летит практически не вращаясь, одной из своих сторон вперед.
А вот и пробоина в дюралевой преграде. Это вход.А это выход.
Очевидно, что пробоина при данный условиях сохраняет квадратную форму, соответствующую форме ПЭ.
На основании этого, возникают дополнительные вопросы:
1. Если сработала БЧ, имеющая ПЭ Х-образной формы, где пробоины от них? Из тех сотен «дырок», которые видны на снимках, есть хоть одна похожая?
2. Какому типу ракеты все-таки принадлежит БЧ, изображенная на снимке?Дырки так же неисчерпаемы, как и атомы, часть 2.
В первой части данного увлекательного исследования мы убедились, что при обычных скоростях встречи с преградой, которые характерны для ГПЭ (готовых поражающих элементов), форма пробоины повторяет форму ГПЭ.
Резонно замечание, что так происходит при подходе ГПЭ к преграде с углом около 90 градусов к поверхности.
Во второй части посмотрим, как будет выглядеть пробоина, если ГПЭ имеет скорость, направленную под другими углами.
Условия испытаний сохраним прежними: скорость ГПЭ около 1500 м/с, масса 10 г, материал - сталь.
Только форма не кубическая, а цилиндрическая. Диаметр равен высоте - около 11 мм.
Итак, пробоина № 1 сделана при угле 90 градусов, № 3 при угле 45 градусов, № 4 при угле 30 градусов.
Вот так выглядит испытуемый образец из дюраля после опытов.
ГПЭ летел от нас слева направо, поэтому на пробоине № 4 хорошо отпечатался левый край осколка, левая часть пробоины слегка вдавилась вперед по полету (от нас), а правая часть пробоины с более рваными краями, слегка оттопырена на нас, т.е. против полета.Для любознательных добавим фото с масштабом.
Ну, а это обратная сторона.
Теперь любой дотошный диванный расследователь сможет сопоставить данные эталонные пробоины с тем хаосом, который мы наблюдаем на обшивке Боинга-777 рейса МН17.
Сектор разлета ПЭ ЗУР 9М38М1 - народное творчество, вводящее в заблуждение в связи большим углом наклона сектора ПЭ из-за того, чтобы была принята низкая скорость ПЭ
Сектор разлета ПЭ ЗУР 9М38М1 от концерна ПВО "Алмаз - Антей" (в статике, при скорости ЗУР 800-850 м/сек) со скоростью ПЭ в "скальпеле" 2400-2480 м/сек, которая существенно меняет угол наклона сектора ПЭ, то есть почти перпендикулярен оси ракеты.
Учебник по 9м38м1, но надо осторожно, так как на рис.11 нарисован странный метод пропорциональной навигации и время программного полета указано как 24 секунды.