Что мы имеем
- самолет летел через густонаселённый восток Украины, где велись боевые действия
- самолет был сбит
- самолет частично разрушился в воздухе
- сигналов бедствия с самолета не зафиксировано
- над районом поражения была облачность, не только по факту, но и в т.ч. по данным прогноза. Она продержалась еще 2 дня. Над районом падения в облаках были просветы.
Основные версии поражения самолета:
- непреднамеренный пуск зенитной ракеты
- преднамеренный пуск зенитной ракеты
- преднамеренное уничтожение с другого самолета
Ситуация с непреднамеренным пуском зенитной ракеты.
- Статистически шанс пуска украинской стороны выше – просто потому что «Буков» у них больше. Вероятность поражения другим комплексом есть, но комиссия по расследованию быстро смогла бы определить его тип, а значит, и принадлежность.
- Технически ракета может поразить кабину пилотов, вероятность этого мала, но есть. В других случаях (не мгновенная смерть экипажа) на черных ящиках останется информация, аналогично Ту-154 над Черным морем.
- Без «Купола» сепаратисты/ополченцы должны знать азимут и угол места в пределах 60 градусов. Для наведения на гражданский борт они должны знать месторасположение борта с точностью до половины расстояния до него и по высоте и по азимуту. Т.е. на расстоянии 15 км до самолета, они должны условно знать расположение самолета +/- 7,5 км в каждую сторону. Чтобы это реализовать – им надо смотреть «флайтрадар», иметь доступ к диспетчерскому центру либо иметь оборудование для получения и обработки данных ответчика вторичной радиолокации. Возможно и простое «везение». Посты ВНОС не могут передать данные о борте, скрытом облаками, хотя теоретически возможна аудиопеленгация. Украинская сторона лишена указанных «недостатков».
- Работа «Купола» легко фиксируется радиоэлектронной разведкой. Работа СОУ тоже фиксируется, но это более актуально для режима поиска, чем для режима сопровождения. Можно уверенно сказать, что СОУ фиксируется как минимум в диапазоне углов наведения. В случае, если СОУ «смотрит» на запад, ее работу, скорее всего, зафиксировали АВАКСЫ или украинская радиоэлектронная разведка, если на восток или юг – зафиксировали с территории РФ, север – и с территории Украины и с территории РФ. Опять же, это предположение, факты регистрации работы СОУ мне неизвестны.
- Зачем использовать «флайтрадар», если военные самолеты с его помощью все равно не видно? Тренировка.
- Данных по возможности «снятия» наведения после несанкционированного пуска у меня нет, однако учитывая, что на «Буке» применяется полуактивная ГСН и выстрел не был санкционирован, отключение/обесточивание локатора вызовет потерю наведения и последующую самоликвидацию ракеты. Причем, если пуск произведен с СОУ, «проморгать» ушедшую ракету невозможно, хотя есть вариант с пуском с ПЗУ, находящейся на отдалении (по характеристикам комплекса невозможно установить, на какой дистанции возможно «связывание» его элементов без наличия КП).
- Кому понадобилось проводить учения в пасмурную погоду, да еще и специально наводясь на гражданский борт – неизвестно. Кстати, во время учений, когда был сбит Ту-154, как раз ясная погода дала информацию об уничтожении самолета ракетой. Напомню, экипаж другого самолета увидел взрыв в небе. Налицо грубое нарушение правил безопасности.
Непреднамеренный пуск ракеты комплекса «Бук» не исключен, но маловероятен. Следы работы СОУ будут с высокой вероятностью выявлены и представлены комиссии. Сокрытие факта пуска всё равно является серьезным преступлением.
Преднамеренный пуск ракеты земля-воздух (а): Промах по другой цели. Только для сепаратистов/ополченцев.
Единственный возможный вариант поиска цели – «крот» в ВСУ, имеющий данные о перемещении военной авиации в режиме онлайн.
(1) в угол наведения должна попасть цель с меньшим ЭПР чем у Боинга, а оператор не знает дальность до цели. Неизвестно, существует ли такой тип наведения (аналог режима монохроматического излучения на С-200).
(2) оператор знает дальность до цели, но цель находится около Боинга. Возникает вопрос к ВСУ, т.к. это аналог «прикрытия заложником», причем в условиях, когда стрелок заложника не видит.
Преднамеренный пуск ракеты земля-воздух (б)
(а) Оператор искренне считает цель военной, т.к. введен в заблуждение «двойным агентом». Технически возможный вариант пуска только со стороны сепаратистов/ополченцев.
(б) Оператор знает, что цель гражданская. Основные версии преднамеренного пуска подразумевают именно это. В данном случае есть смысл искать оператора СОУ, которая сопровождала цель, и выявлять того, кто отдал приказ. Пуск может осуществляться и с ПЗУ, расчет которой использован «в тёмную». Однако, если всё организовано правильно, доказать сознательное уничтожение гражданского самолета будет невозможно, он будет «списан» на непреднамеренный.
Вообще, пуск ракеты – достаточно зрелищное мероприятие, и в густонаселенном районе будет очень заметен до высоты 3000 м (нижняя кромка облаков), и хорошо слышен на расстоянии нескольких километров. Кроме военных свидетелей (расчеты ЗРК, ремонтные подразделения, «солдатское радио», шпионы в рядах военизированных формирований) сюда могут добавляться и гражданские свидетели, что крайне нежелательно для спланированной акции. Есть еще возможность «произвола на местах», но и в этой ситуации возникает вина стороны, скрывшей доказательства.
Преднамеренное уничтожение с борта самолета. Только для ВСУ.
- Данная версия убирает ненужных свидетелей со стороны (в облаках и на 10 км высоте «земля» будет слепа).
- Это существенно упрощает ситуацию с гарантированным уничтожением части улик (попадание в кабину лишит пилотов возможности сообщить о происшествии, главное, чтобы пилоты Боинга не увидели самолет заранее). При попадании зенитной ракеты такой гарантии нет.
- В случае с самолетом основными проблемами являются:
(а) самолет трудно скрыть от радиолокационных станций, значит, его видели не только со стороны НАТО (АВАКС) и РФ, но и военнослужащие на РЛС, на аэродроме (оружейник и техник увидят расход боеприпасов). Кстати, последняя причина как раз дает преимущество при использовании Су-25, на котором расход снарядов из пушки не вызовет подозрений. Технически Су-25 может не только подняться на высоту 10000 метров (про потолок в 7 тысяч: это связано с тем, что кабина Су-25 не наддувная, а запас кислорода ограничен, так что обычно он не поднимается выше, для ухода от ЗРК в горах практиковались полеты на высоте свыше 12000 м), но и совершить заход для атаки на встречном курсе, правда, только один. Однако у Су-25 нет своей РЛС, а значит, его придется наводить с земли, что дает еще один способ появления доказательств (хотя то, что боевой самолет приближается к гражданскому – уже вызовет подозрения даже без переговоров). И такая операция потребует серьезной подготовки летчика, а также наземного персонала. Истребитель Миг-29 или другой тип гораздо лучше сможет реализовать уничтожение большого самолета на 10 км высоте и летящего на 900 км/ч. Вполне подойдет и Су-24, который имеет большую высоту и скорость полета, вооружен пушкой и ракетами Р-55 или Р-60, а также имеет встроенную аппаратуру РЭБ.
(б) Специфичность вооружения: осколки пушечных снарядов или сами снаряды могут быть найдены на месте катастрофы, применение РВВ еще больше усугубит ситуацию. Хотя пуски РВВ с ИК ГСН и не обнаруживаются (т.к. не требуют подсветки цели), поражающие элементы весьма специфичны и их трудно замаскировать под попадание зенитной ракеты.
Непонятная информация.
1) Спутник американской СПРН, который позволяет регистрировать не только пуски баллистических ракет, но и, например, фиксировать и отслеживать траекторию полета самолета, пролетал над местом катастрофы в момент катастрофы. И он работает в ИК диапазоне.
2) Съемка траектории полета над ДНР в трех спектрах 16.07 и ЛНР в монохроматическом спектре в тот же день, совпадающая с траекторией полета MH-17 над данными территориями (осуществлена в ясную погоду). Место падения находится по центру съемки. 17.07 съемка не осуществлялась вообще, в дальнейшем ежедневно осуществлялась съемка территории падения, несмотря на покрытие облаками.
3) Ранее пропал еще один такой же Боинг Малазийских авиалиний MH 370. На нем были произвольно отключены в полете, в том числе, системы вторичной радиолокации. [В данном случае истории про подмену самолета из разряда фантастики или даже бреда, важен факт отключения систем самолета в полете экипажем или извне]
4) Материалы предварительного отчета не показали неисправностей. Просто запись бортовых самописцев обрывается. В случае с терактами на борту Ту-134/154 и катастрофой над Черным морем самописцы продолжали работу несколько секунд.
Несмотря на то, что брифинг МО РФ, это скорее «намёки», чем реальная информация (например, понятно, что с помощью гражданской первичной радиолокации нельзя установить тип самолета «скорее всего Су-25», это требует другого уровня точности), и причина этого понятна, там есть дополнительные данные. Тот же спутник СПРН – подтверждается.
Свидетельские показания на сей момент – это скорее повод задуматься, чем факты.