Gunfan написал(а):Мы тут не о физическом источнике подъемной силы спорим, а о её инженерном использовании.
Хм-м...
Gunfan написал(а):Термин "скос потока" в приложении к Р-60 имеет смысл не в создании подъемной силы, а во влиянии рулей на крыло.Кстати, в схеме "утка" рули всегда значительно меньше крыла, это родовой признак этой аэродинамической схемы.Подъемную силу в основном создает крыло (ну еще, конечно, фюзеляж и рули, а то опять придеретесь к мелочам, но их вклад невелик).
Скос потока от рулей имеет непосредственное отношение к величине подъемной силы создаваемой крылом. Он уменьшает угол атаки крыла. Это азы аэродинамики ракет. Тут важен размах, а не площадь.
А насчет что вклад невелик - насчет корпуса на сверхзвуковых скоростях я бы не утверждал. Про рули - да, балансировочная сила на них небольшая. Но тогда непонятно ваш акцент на необходимости применять моментные характеристики. Вы бы уж определились, или учитываем силу на рулях или она мала и коэффициент момента не нужен.
Gunfan написал(а):А так как мы говорим о предельных возможностях ракеты...
По энергетике. Для этого выбрали простейшую, но реальную прямолинейную траекторию, это называется неманевренный участок. Без учета турбулентности воздуха перегрузка на всем участке постоянна и равна косинусу угла наклона траектории. В интересующем нас случае подъема ракеты с высоты 5 км до 10 км на дальности 10 км ny = 0.9.
Gunfan написал(а):Чтобы определить потребный угол атаки, надо знать Су от альфа и Маха. Чтобы знать как падает скорость надо знать Сх от альфа и Маха.Чтобы быть уверенным, что нужный угол атаки достижим для данного значения скорости и маха, нужно знать Мz от дельта рулей, альфа и Маха. Потому, что когда скорость станет уменьшаться, можно задать любой угол атаки (в расчете), но он окажется не достижим из-за предела отклонения рулей.
Отклонения рулей (на этапе проектирования ракеты) рассчитываются так, чтобы обеспечить предписанную потребную перегрузку. Она для таких ракет порядка 40. Даже в конце участка наведения ракета все еще может соверщать маневры с перегрузкой под десятку. А у нас 0.9. О каких ограничениях по отклонению рулей можно говорить? Я и без расчета уверен, что расхода рулей хватит.
Да, за пределами паспортной дальности теоретически возможна ситуация, когда скорость упадет ниже предела эффективности рулей. Но мне почему-то кажется, что этому будут предшествовать:
1. самоликвидация ракеты,
2. срыв потока с крыла и сваливание.
Поэтому расчет вполне можно прекращать по достижении времени полета 25 - 26 секунд или выходе на угол атаки 20 -25 градусов.
Я не говорю, что предлагаемая мной методика - единственно верная. Отнюдь нет. Это упрощенная инженерная методика, позволяющая обойтись минимумом исходных данных, учитывая, что рассчитывается простейший случай с известными ограничениями.
Конечно, классически надо считать балансировку по моментным характеристикам, да где ж их взять... Но существенная ошибка в определении угла атаки при использовании упрощенной методики возникнет только при малых скоростях. А в данном случае можно обойтсь без них.